...

2017 год может стать годом перелома в нагорно-карабахском урегулировании

Армяно-азербайджанский конфликт Материалы 29 декабря 2016 15:11 (UTC +04:00)
События апреля 2016 года на линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск создали все предпосылки к тому, чтобы в самое ближайшее в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта наметился реальный перелом.
2017 год может стать годом перелома в нагорно-карабахском урегулировании

Эльмира Таривердиева

События апреля 2016 года на линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск создали все предпосылки к тому, чтобы в самое ближайшее время в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта наметился реальный перелом.
Реальность такова, что четырехдневная эскалация конфликта навсегда изменила не только течение конфликта, но и отношение мирового сообщества к нему.
Сразу после апрельских событий всем стало очевидно – статус-кво, который всеми силами пытается сохранить Ереван, может однажды привести к полномасштабной войне в стратегически важном регионе Южного Кавказа.
Вспышка насилия в регионе нагорно-карабахского конфликта доказала постулат, о котором постоянно говорил Баку - без вывода армянских войск из Нагорного Карабаха в этом регионе неизбежно возможно периодическое обострение конфликта.
А это значит, что лелеемый Арменией статус-кво, сложившийся в регионе, в период, когда никто особо не требовал от Еревана прекратить оккупацию и освободить азербайджанские земли, стал неприемлем не только для пострадавшего Азербайджана, но и для всего мира. В любой момент возможна армянская провокация, могущая подтолкнуть к дальнейшей эскалации конфликта.
Сразу после установления хрупкого перемирия на линии соприкосновения войск, которое может рухнуть в любую минуту, о чем теперь хорошо знают мировые игроки, последовала масса официальных заявлений о недопустимости существующего положения. Жаль, что для осознания мировыми институтами неприемлемости оккупации чужих территорий должны были погибнуть люди. Однако, к положительным фактам можно отнести то, что мир понял - конфликт не заморожен.
В течение года процесс переговоров по Нагорному Карабаху интенсифицировался. Президент Азербайджана Ильхам Алиев и лидер Армении Серж Саргсян в совместном заявлении по итогам встречи в Санкт-Петербурге подтвердили договоренности, достигнутые на майском армяно-азербайджанском саммите в Вене. Эти договоренности направлены на стабилизацию ситуации в зоне конфликта и создание атмосферы, способствующей продвижению мирного процесса.
Эти встречи были важны с той точки зрения, что Баку было важно продолжить переговорный процесс, и Азербайджан вновь дал шанс международному сообществу добиться мира от Армении.
Похоже, что медиаторы, наконец, осознали в полной мере, что сохранение статус-кво в стратегически важном регионе Южного Кавказа более невозможно, так как сегодня это, как никогда, является угрозой, в том числе и для интересов стран-сопредседателей МГ в регионе. Сегодня Южный Кавказ находится на развилке, и имеется лишь два пути выхода из ситуации - война или мирные договоренности. Возможно, если сама Армения не понимает всей серьезности сегодняшнего выбора и продолжает затягивать время, ее к продвижению мирного процесса могут подтолкнуть медиаторы - три сильнейшие державы мира, которые всерьез обеспокоены грозящим региону коллапсом.
В большей мере заинтересованность в урегулировании нагорно-карабахского конфликта была продемонстрирована Москвой. После прошедшего в Гамбурге заседания СМИД ОБСЕ стало очевидно, что существует несколько треков, по которым сегодня идет работа над продвижением мирного процесса вокруг нагорно-карабахского конфликта. И, безусловно, одним из самых важных игроков, чью роль в урегулировании сегодня трудно переоценить, является Москва. Не зря во время выступления на заседании СМИД глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедьяров сделал упор на роль России в процессе урегулирования.
По всему понятно, что сегодня именно Москва взяла на себя роль основного переговорщика, и по сути Баку ведет переговоры именно с Россией, а не с Арменией, сопротивляющейся любым изменениям в сложившейся в регионе ситуации.
Очень важно в этом контексте напомнить недавние высказывания в Баку главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу о том, что у Кремля имеется свой индивидуальный план урегулирования затянувшегося армяно-азербайджанского конфликта, вне формата Минской группы ОБСЕ.
Скорее всего, если даже это не отдельный российский план выхода из карабахского тупика, то уж точно инициированный Москвой в рамках Минской Группы. Дело в том, что Москва хорошо знакома с ситуацией в регионе, в том числе изнутри, и в этом контексте лучше других стран-сопредседателей понимает, какая сторона на какой компромисс готова пойти. Кроме того, именно у Кремля есть рычаги давления на армянские власти, что является необходимым элементом продвижения мирного процесса. Международное сообщество более двадцати лет безрезультатно призывает Ереван к деоккупации азербайджанских территорий, и если на Армению не надавить, не принудить к миру, то оккупационная политика будет превалировать в армянской повестке дня и дальше.
Кроме того, Россия, имея партнерские отношения с другими странами региона, может повлиять на нагорно-карабахский процесс еще и с точки зрения восстановления отношений с Анкарой. На такое развитие событий намекнул, глава МИД России Сергей Лавров еще в октябре, заявив, что роль Турции в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта может быть конструктивной и полезной.
Учитывая вышесказанное, уже в самое ближайшее время, если Армения не совершит непоправимых деструктивных шагов, российский трек в мирном процессе вокруг Нагорного Карабаха может стать успешным и привести к реальным подвижкам, а значит к деоккупации азербайджанских территорий и возвращению азербайджанских беженцев на свои исконные земли.

Эльмира Таривердиева, глава Русской службы новостей Trend

Тэги:
Лента

Лента новостей