...

Михаил Осеевский: ВТБ станет опорой для российского и азербайджанского бизнеса (ИНТЕРВЬЮ)

Бизнес Материалы 23 ноября 2016 19:41 (UTC +04:00)
АМИ Trend представляет читателям интервью с заместителем президента – председателя правления Банка ВТБ, председателем Наблюдательного совета Банка ВТБ (Азербайджан) Михаилом Осеевским
Михаил Осеевский: ВТБ станет опорой для российского и азербайджанского бизнеса (ИНТЕРВЬЮ)

АМИ Trend представляет читателям интервью с заместителем президента – председателя правления Банка ВТБ, председателем Наблюдательного совета Банка ВТБ (Азербайджан) Михаилом Осеевским.

- Банк ВТБ меняет свою стратегию в Азербайджане. Чем обусловлена необходимость этих изменений?

- Эта стратегия утверждена в рамках всей группы ВТБ и предусматривает, что группа ВТБ станет базой для проведения расчетов между всеми хозяйствующими субъектами на территории России и стран СНГ.

Поэтому мы считаем потенциальными клиентами, во-первых, российские компании, которые входят на азербайджанский рынок, создают совместные предприятия с местными партнерами или продают товары и услуги на территории Азербайджана. Во-вторых, это азербайджанские компании, которые планируют или уже продают свои товары в России. Мы считаем, что объем товарооборота между нашими странами будет расти, и в этом контексте хотим стать опорой для российского и азербайджанского бизнеса.

Но это не значит, что мы отказываемся от работы с физическими лицами - у нас большой кредитный портфель и много заемщиков среди населения. К сожалению, большинство из них испытывают проблемы из-за того, что брали кредиты в иностранной валюте. Тем не менее мы продолжаем вместе с этими клиентами искать пути решения проблем, проводим реструктуризацию и в целом стараемся найти взаимоприемлемые варианты для дальнейшего сотрудничества. Однако в среднесрочной перспективе акцент будет сделан на корпоративный бизнес.

Также хочу отметить, что летом мы привлекли в банк дополнительные средства, которые позволили полностью выполнить все требования Палаты надзора над финансовыми рынками [в 50 миллионов манатов], а в будущем мы планируем провести дополнительную эмиссию и еще больше повысить капитал. Можно сказать, что сегодня ВТБ (Азербайджан) - один из немногих банков, который соответствует текущим требованиям регулятора. Мы в целом себя чувствуем уверенно, у нас новая команда, и мы активно привлекаем новых клиентов.

- На фоне падения цен на нефть Азербайджан и Россия стали уделять больше внимания развитию ненефтяного сектора экономики. В этом плане какие сферы могут заинтересовать ВТБ?

- В Азербайджане есть несколько направлений, по которым нам интересно работать. Во-первых, это пищевая и обрабатывающая промышленность. Этот сегмент очень интересен российскому бизнесу. Кроме того, сельское хозяйство у нас на подъеме, что обусловлено ограничением на импорт из ряда европейских и других стран. Это довольно большая ниша, и мы уверены, что она будет активно развиваться, учитывая как структуру поставок из Азербайджана в Россию, так и тот факт, что это традиционная для Азербайджана сфера.

Другим направлением, в котором нам интересно работать, является логистика. Закавказье выполняет транзитную роль между Востоком и Западом, в первую очередь в сфере перевалки нефти и газа. В то же время Азербайджан сам добывает энергоресурсы, поэтому развитие логистических мощностей и портов нам кажется интересным и важным. Несомненно, также нужна современная инфраструктура для поддержки товарооборота между Россией и Азербайджаном. Я имею в виду, например, склады вблизи границы и не только.

Конечно же, еще одним очевидным направлением, которое имеет право на развитие, является производство оборудования для добычи и переработки нефти. В России этот сегмент импортозамещения тоже находится в активном развитии, и наверняка российские компании захотят создать производства в Азербайджане, чтобы закрыть потребности страны в такого рода технологиях.

- Сложная экономическая ситуация в мире привела также к тому, что произошла девальвация национальных валют многих стран. Азербайджан и Россия в этом плане не стали исключением. Как девальвация сказалась на деятельности ВТБ в обеих странах?

- Влияние девальвации на экономику России и Азербайджана сильно отличается. Банковская система России по масштабам и уровню капитализации заметно крупнее. Благодаря этим факторам влияние девальвации на российскую банковскую систему оказалось не столь значительным.

Еще одним важным фактором является то, что в отличие от Азербайджана мы никогда не кредитовали российских клиентов в иностранной валюте, если у них не было валютной выручки. Есть заемщики-физические лица, которые имеют валютные кредиты, в том числе ипотеку, но их очень небольшое количество. В целом с точки зрения структуры активов российской банковской системы девальвация не оказала на нашу экономику такого серьезного влияния.

Другое дело, что для снижения давления на национальную валюту Центральный банк России два года назад серьезно поднял ключевую ставку. В результате банковская система испытала шок. Все получили большие операционные убытки из-за реализации процентного риска, потому что пассивы очень быстро подорожали, а активы в силу их большей консервативности и зачастую невозможности изменить ставку по ним остались низкодоходными. Вот этот отрицательный процентный результат серьезно повлиял на эффективность российской банковской системы в 2015 году и оказывал свое влияние и в 2016 году, но уже в меньшей степени. Тем не менее российские банки в той или иной степени успешно прошли это испытание: какие-то получили поддержку от государства, другие – от частных акционеров.

Проблема же Азербайджана заключается в высоком уровне долларизации – 80 процентов активов банковской системы сосредоточены в иностранной валюте - и в высокой доле проблемных кредитов. Это требует доформирования резервов и привлечения дополнительного капитала. Как эту стратегию удастся реализовать – посмотрим. Здесь многое зависит от тактики регулятора: будет ли его позиция очень жесткой, то есть будет ли регулятор требовать в 2017 году провести докапитализацию или даст возможность привлечь дополнительный капитал в течение трех лет. На наш взгляд, второй вариант является более разумным. Конечно, это очень важный фактор. Но, как я отметил, банк ВТБ (Азербайджан) сегодня находится в нормальном рабочем состоянии и выполняет все функции. У нас нет проблем с ликвидностью и нормативными требованиями.

Нас также волнует продолжающееся ослабление маната. Население по-прежнему хочет держать свои сбережения в долларах, из-за этого структура пассивов не меняется. Поэтому мы ждем появления дорожной карты, долгосрочной стратегии Центрального банка и Палаты надзора над финансовыми рынками и объявления глобальной экономической политики Азербайджана.

- Вы затронули повышенную долларизацию активов и девальвацию. А с какими еще проблемами сталкивается в Азербайджане ВТБ?

- Очень важным фактором является эффективность правовых процедур. Мы оказываемся в необходимости предъявлять требования к юридическим и физическим лицам. Соответственно, судебная система должна защищать права кредитора, должна эффективно работать система исполнения судебных решений. Могу сказать, что на сегодня в Азербайджане это слабое звено. Для дальнейшего эффективного развития республики это звено должно подвергнуться серьезным трансформациям, должна появиться сильная и эффективная судебная система. Причем это применительно как к арбитражной практике с юридическими лицами, так и к судам общей юрисдикции по обязательствам физических лиц. Россия тоже прошла через этот путь.

В то же время сейчас мы проводим серьезное обновление команды банка и хотим, чтобы он соответствовал требованиям момента как с точки зрения кадров, так и с точки зрения технологий. Наша новая корпоративная команда за короткое время привлекла несколько сотен новых клиентов, и мы видим, что интерес к банку ВТБ (Азербайджан) и в целом к группе ВТБ большой. Здесь, наверное, важную роль играет и то, что мы международная группа, обладающая большим капиталом. Наш банк в Азербайджане защищен этим капиталом, и это важно, потому что вопрос надежности при выборе банка-партнера в Азербайджане сейчас приоритетен для местного бизнеса.

Другой важный нюанс заключается в том, что у населения наблюдается недостаточная степень осознания своей ответственности перед банками: понимание того, что ты брал эти деньги и ты должен их вернуть, тоже системно отсутствует. Этот вопрос требует времени и последовательной просветительской политики как со стороны государства, так и со стороны банков и СМИ.

Еще одним краеугольным камнем для дальнейшего развития экономики является повышение прозрачности азербайджанского бизнеса. Мы видели, как объем реальной выручки зачастую сильно отличался от того, что отражалось в бухгалтерской отчетности. При этом большая часть бизнеса в ненефтяном секторе находилась в ”серой зоне”. Банкам такая модель некомфортна, потому что все наши модели принятия рисков базируются на анализе отчетности, на построении моделей будущего развития компаний. Поэтому многое, в том числе и темпы экономического развития, зависит от того, насколько и как быстро государству удастся реализовать политику вывода компаний из этой “серой зоны”.

- В таких условиях банкам сложно найти качественных заемщиков, которые обеспечивали бы банку рост кредитного портфеля. Где вы их ищете и по какому принципу выбираете будущего клиента ВТБ?

- На данный момент мы активно формируем новую клиентскую базу. Причем в первую очередь нам интересны те клиенты, которым важны надежность и качество. Среди них мы и отберем компании, которым нужно финансирование. Мы готовы кредитовать их и в иностранной валюте в том случае, если у них есть валютная выручка.

Но основным драйвером нашего развития в 2017 году станет транзакционный бизнес банка. Мы уделим внимание расширению клиентской базы, ориентации на расчеты, международный сервис и работу с Россией.

- Какие программы ВТБ может предложить компаниям для поддержки их бизнеса?

- Во-первых, мы планируем участвовать в тех программах поддержки льготного кредитования бизнеса, которые будут реализоваться правительством Азербайджана. В частности, в 2017 году мы начнем работать с Национальным фондом поддержки предпринимательства и сможем предоставлять нашим клиентам все элементы льготного финансирования.

Кроме того, еще один важный аспект, ориентированный на активно развивающиеся компании, связан с тем, что банк в Азербайджане является частью группы ВТБ. Это позволяет нам обеспечить банковский сервис не только в Азербайджане, но и в странах СНГ, в Европе. Также у нас есть два филиала в двух крупнейших странах, входящих в группу БРИКС, – в Китае и Индии. Поэтому, приходя на обслуживание в банк ВТБ, компания получает доступ к глобальным международным сервисам.

Мы также хотим развивать операции в рублях и готовы кредитовать в этой валюте всех, кто планировал продавать свою продукции в Россию. Следует отметить, что процентные ставки по рублевым кредитам составляют около 10-12 процентов годовых, и по мере снижения инфляции стоимость таких кредитов будет падать. Важно, что компаниям, для которых Россия является стратегическим направлением бизнеса, мы готовы предоставлять долгосрочные инвестиционные кредиты для создания новых мощностей и инвестиций в основной капитал в рублях. Проблема банковской системы Азербайджана в отсутствии не только долгосрочной ликвидности в манатах, но и текущей. Манатных средств явно недостаточно для поддержания развития и роста ВВП. Поэтому мы можем кредитовать в рублях, причем выделять долгосрочные кредиты.

- То есть в рамках ВТБ (Азербайджан) вы планируете значительно увеличить кредитование в рублях?

- Мы бы хотели двигаться в этом направлении, потому что рубли у нас есть, и мы можем кредитовать в том объеме, в котором будет необходимо. С манатами ситуация другая, длинных манатов нет вообще. Конечно, мы хотели бы, чтобы большая доля заемщиков получала кредиты в национальной валюте. По крайней мере, в рамках такой модели мы развиваемся в других странах СНГ, например в Беларуси и Казахстане. Но в Азербайджане все зависит от стратегии развития экономики и поведения Центрального банка с точки зрения кредитно-денежной политики и того, какие инструменты рефинансирования будут предложены и будут ли они вообще предложены.

- У банка ВТБ очень широкая филиальная сеть по всему миру. Насколько часто к вам обращаются предприниматели из Азербайджана, которые хотят развивать свой бизнес в других странах, где действует ВТБ?

- Мы пока только начинаем работать в этом направлении. У Азербайджана очень большая диаспора в России. Могу сказать, что среди наших клиентов есть много компаний с азербайджанским капиталом, которые работают в разных сегментах - недвижимости, производстве строительных материалов. С этой точки зрения азербайджанский бизнес у нас присутствует и на территории России, но что касается других стран, то таких проектов я пока не припомню.

- Какие знаменательные события для группы ВТБ произошли в 2016 году и какие планы на 2017 год?

- 2016 год для группы ВТБ был знаменателен тем, что по итогам года мы получим неплохую прибыль на уровне 50-60 миллиардов рублей, то есть чуть меньше одного миллиарда долларов. Это значит, что мы становимся эффективными, прибыльными и рентабельными. Мы нарастили долю присутствия практически во всех сегментах рынка. При этом мы растем и как корпоративный, и как розничный банк.

В 2016 году мы запустили очень серьезный проект вместе с Почтой России, создав на ее базе “Почта Банк”. В качестве основной инфраструктуры этот банк использует почтовые отделения по всей стране. Также в этом году мы присоединили к себе Банк Москвы. Это часть стратегии группы ВТБ по переходу к единому банку. В 2017 году мы планируем присоединить и ВТБ24. Таким образом, ВТБ снова станет единым универсальным банком. 2016 год был наполнен серьезными стратегическими событиями, но самое главное, что мы получили хорошую прибыль.

В 2017 году мы также планируем увеличить нашу рентабельность. Банк принесет нашим акционерам, среди которых и Государственный нефтяной фонд Азербайджана, хорошие дивиденды.

(Автор: Азад Гасанли. Редактор: Ирина Парфёнова)

Твиттер: @AzadHasanli

Тэги:
Лента

Лента новостей