...

Переход на «стрессовый» сценарий

Энергетика Материалы 25 января 2015 22:00 (UTC +04:00)
Экономика подобна мышцам, которым нужны стресс и тренировки, чтобы набрать силу. То же самое происходит в экономике: для смены вектора развития нужен кризис..
Переход на «стрессовый» сценарий

Илаха Мамедли

Экономика подобна мышцам, которым нужны стресс и тренировки, чтобы набрать силу. То же самое происходит в экономике: для смены вектора развития нужен кризис.

Не успев опомниться от охватившего весь мир финансово-экономического кризиса 2008 года, с середины прошлого года мировую экономику постиг новый - более глобальный - нефтяной кризис. В странах, где нефтегазовый сектор выступает локомотивом экономики, стимула для развития других отраслей не бывает.

Обвал цен на нефть, начавшийся с июня 2014 года, подтвердил ошибочность такой политики. Аналитики МВФ подсчитали убытки стран-экспортеров от продолжающегося падения цен на "черное золото".

В целом потери в сфере поступлений от экспорта нефти достигнут в 2015 году в странах-членах Совета сотрудничества арабских стран Залива (ССЗ) примерно 300 миллиардов долларов (21 процент от ВВП), в странах, не входящих в ССЗ, - около 90 миллиардов долларов (10 процентов ВВП), в странах-экспортерах нефти КЦА - примерно 35 миллиардов долларов (восемь процентов ВВП).

По ожиданиям Международного валютного фонда (МВФ), потери Азербайджана от падения цен на нефть в этом году могут составить около 15 процентов ВВП и 30 процентов экспорта.

Правительство Азербайджана также подсчитало свои возможные потери. По расчетам специалистов компании SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана), если цена на нефть на мировых рынках будет находиться на уровне 60 долларов за баррель при заложенной в госбюджете Азербайджана цене в 90 долларов, то потери Госнефтекомпании от этой разницы ожидаются на уровне 400 миллионов манатов. А Госнефтефонд Азербайджана ожидает в этом году уменьшения своих активов примерно на три миллиарда долларов.

Глава Нефтяного фонда Шахмар Мовсумов сохраняет надежду на стабилизацию цен уже в этом году. "Очевидно, что никто не ожидает их [цен на нефть] быстрого роста, как в 2009 и 2010 годах, но они поднимутся с уровня, который мы видим сейчас", - сказал он.

Между тем, международные организации и лидеры ведущих нефтяных компаний продолжают выступать со своими пессимистичными прогнозами относительно цен на нефть на фоне заявлений о сохранении перенасыщения рынка как минимум до второго полугодия.

Так, к примеру, агентство Fitch Ratings пересмотрело допущения в базовом сценарии на 2015 год до уровней "стрессового" сценария: 50 долларов за баррель нефти марки "West Texas Intermediate" (WTI), а также 55 долларов за баррель для "Brent". На 2016 год допущения по цене на нефть в базовом сценарии понижены до 60 долларов и 65 долларов соответственно.
По прогнозам МВФ, цены на нефть только к 2019 году могут повыситься до 72 долларов за баррель, а в текущем году ожидается сохранение цены в среднем на уровне 57 долларов.

При этом глава ВР Роберт Дадли ожидает, что мировые цены на нефть будут находиться на уровне 50-60 долларов за баррель в ближайшие три года.
"На моей памяти это четвертое сильное снижение цен на нефть. Мы знаем, что делать, отрасль справляется хорошо. Нам просто нужно рассчитывать на более низкий уровень цен на нефть в течение двух-трех лет. Я считаю, что нефтяные котировки будут в диапазоне 50-60 долларов за баррель в ближайшие три года", - сказал Дадли журналистам в кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе.

По мнению главы "ЛУКОЙЛ" Вагита Алекперова, объективная цена нефти в первом квартале этого года - 50 долларов за баррель, в целом по году - 65-70 долларов за баррель.

Международное энергетическое агентство (МЭА) ожидает, что мировые цены на нефть начнут корректироваться вверх до конца этого года.

"На мой взгляд, текущая цена в 45 долларов за баррель - временный феномен, и мы можем увидеть в худшем случае к концу года повышательное давление на цены", - говорил в Давосе главный экономист МЭА Фатих Бироль. По его оценке, инвестиции в мировую нефтегазовую отрасль сократятся на 15 процентов в этом году, что повлечет сокращение темпов роста добычи в последующие годы, а при условии сильного спроса это позитивно отразится на ценах на сырье.
Таким образом, странам-экспортерам придется научиться жить в новых условиях при низких ценах на нефть, а, значит, и при умеренных доходах. Понятно, что на данном этапе буферные резервы позволяют им избежать резкого сокращения государственных расходов, но усилить контроль над ними им однозначно придется.
Что касается Азербайджана, для которого МВФ определил приемлемый уровень цены на нефть в 80 долларов за баррель, то он собирается, несмотря на сокращение доходов, не только не отказываться от финансирования социальных программ, но и продолжить поддержку крупнейших региональных проектов - "Южного газового коридора" и железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси Карс. При этом правительство Азербайджана не торопится с пересмотром бюджетных прогнозов с учетом более реальной цены на нефть. Согласно практике предыдущих лет, это, скорее всего, произойдет в мае.

К тому же, после известия о кончине короля Саудовской Аравии Абдаллы цены выросли, хотя и несущественно, но, сколько это будет продолжаться, еще неизвестно.

Саудовская Аравия, по заявлениям ее руководства, не собирается снижать объемы добычи нефти при любых мировых ценах, и это делается только для того, чтобы не потерять свою нишу на рынке и не позволить занять ее России, а также некоторым арабским странам. В настоящее время Саудовская Аравия и Россия составляют прямую конкуренцию на главном нефтяном рынке - рынке быстроразвивающегося Китая. На китайский рынок готовится выйти с 2015 года и Азербайджан, пока через инвестиции в юань и рынок ценных бумаг. Эти вложения составят ни много ни мало один миллиард долларов - по половине на Центробанк и Госнефтефонд Азербайджана. И китайское направление может быть началом для развития деятельности Азербайджана на азиатских рынках.

Илаха Мамедли, заместитель главного редактора Trend по экономике

Тэги:
Лента

Лента новостей