...

Гамида Джаваншир-Мамедкулизаде - 140 лет: Железная леди из Карабаха (фото)

Социум Материалы 19 января 2013 14:16 (UTC +04:00)
Красивая женщина, яркая и незаурядная личность, во многом опередившая свое время, Гамида Джаваншир-Мамедкулизаде всей своей жизнью и подвижничеством способствовала изменению положения женщины в обществе на патриархальном Востоке.
Гамида Джаваншир-Мамедкулизаде - 140 лет: Железная леди из Карабаха (фото)

Азербайджан, Баку, 19 января /корр. Trend Life Вугар Иманов/

Красивая женщина, яркая и незаурядная личность, во многом опередившая свое время, Гамида Джаваншир-Мамедкулизаде всей своей жизнью и подвижничеством способствовала изменению положения женщины в обществе на патриархальном Востоке.

Сегодня исполнилось 140 лет со дня рождения одной из первых азербайджанских просветительниц и основателей Кавказского благотворительного общества женщин-мусульманок. Представляем читателям Trend Life материал о жизни и деятельности женщины, которую еще при жизни современники называли "Железной леди из Карабаха".

Из древнего и знатного рода, правившего Карабахом в XVIII столетии

Гамида Джаваншир-Мамедкулизаде происходила из древнего и знатного рода, правившего Карабахом в XVIII столетии. Ее отец Ахмед-бек Джаваншир учился в Санкт-Петербургском Павловском кадетском корпусе. Служа в армии, Ахмед-бек приобщился к занятиям изящной словесностью: писал стихи и переводил на азербайджанский язык Пушкина, Лермонтова, Жуковского и сказки Андерсена, описал жизнь Карабахского ханства во второй половине XVIII-го века. В звании ротмистра Ахмед-бек Джаваншир вышел в отставку и возвратился на родину. В своем родовом имении Кяхризли стал применять новые прогрессивные методы земледелия и в то же время собирать фольклор. Отец был человеком умным, образованным, волевым и целеустремленным. Все эти качества передались и его дочери - Гамиде, которая родилась 19 января 1873 года.

С самого раннего возраста девочка приобщилась к чтению. Этому способствовала собранная отцом великолепная библиотека, в которой были и античные классики, и лучшие образцы древней восточной и современной европейской литературы. А в девять лет Гамида была отдана вместе с младшим братом Мамедом в семью русских учителей. К 14-ти годам это уже была образованная юная красивая девушка, знающая в совершенстве родной язык, русский, французский. От женихов, естественно, отбоя не было. Правда, случилась у девочки и первая утрата - умерла мама.

Первый супруг - бравый офицер российской армии Ибрагим-бек Даватдаров

Юность, красота, древний род, богатое приданое, огромное желание самосовершенствования, дальнейшего образования. В 16-летнем возрасте в ее жизни появляется Ибрагим-бек Даватдаров из известной аристократической фамилии. К 1889 году подполковник российской армии Ибрагим бек уже много где повоевал, имел целый ряд высоких наград и орденов: кавалер орденов св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, св. Анны 2-й степени с мечами и св. Станислава с мечами и бантами, получил светло-бронзовую медаль в память войны 1877-1878 гг. и серебряную на Александровской ленте в память царствования Александра III. Несмотря на немалую разницу в возрасте - 20 лет - они понравились друг другу. В первую же встречу Ибрагим-бек поинтересовался ее планами на будущее. Гамида поведала о своих мечтах о блестящем образовании. "Выходите за меня замуж, и я Вам создам все необходимые условия", - ответил кавалер. Через год сыграли свадьбу. А в 1893 году Даватдаров в чине подполковника был переведен в 7-й пехотный Ревельский полк, который дислоцировался близ Брест-Литовска. Здесь у нее родилась дочь Мина. А молодая мама типичным для того времени развлечениям офицеров и их жен предпочитала занятия иностранными языками, историей, литературой и музыкой. Лишь однажды она участвовала в новогоднем бале, для чего заказала портнихе национальный азербайджанский наряд, который произвел настоящий фурор. Шесть лет они провели в Брест-Литовске.

В 1899 году Даватдарова перевели на Кавказ в город Карс на границе с Турцией, где он стал командовать военной крепостью. Вскоре ее настигло страшное известие - скончался ее младший брат Мамед бек.

Череда трагических смертей близких людей

Мамед бек окончил Московский сельскохозяйственный институт. Студентом он увлекается революционными идеями. Приехав на каникулы в родовое поместье, он поделился с отцом планами на жизнь. Ахмедбек был потрясен тем, что его единственный сын не собирается возвращаться на родину и продолжать дело своего родителя. Слишком много сил вложил Ахмедбек в благоустройство имения и не мог допустить того, чтобы дело всей его жизни "пошло прахом" только из-за нежелания юнца, очарованного блеском Москвы и Санкт-Петербурга и окрыленного революционными идеями, управлять их родовым поместьем. Неизвестно, что именно и в какой форме было сказано, однако эта беседа стала роковой для Мамед бека. Повздорив с отцом, он вскочил на лошадь и, доскакав до железнодорожного полотна, бросился под поезд. Гамида ханум ни разу в жизни не упрекнула своего отца за смерть брата...

Не прошло и трех лет, как Ибрагим-бек скончался от паралича сердца. Она осталась вдовой в неполные 30 лет с двумя детьми на руках - дочь Мина и сын Музаффар. После смерти мужа она должна была получать очень хорошую пенсию. Этого хватило бы на то, чтобы поднять детей и спокойно жить, но по настоянию отца возвращается в родовое имение, хотя мечтала уехать в Москву, поступить на медицинские курсы.

"После моей смерти, - говорил отец дочери, - ты можешь продать все и уехать куда хочешь, но продолжай мое дело, напечатай историю Карабахского ханства". Через полгода отец скончался от воспаления легких и она взяла управление большим имением в свои руки.

"Не посмеют!"

Яркая индивидуальность и жесткий характер превратили ее в весьма влиятельного местного "политика". С ней считались, ее уважали и даже боялись. Твердой рукой она управляла большим имением, став не только властной хозяйкой, но и заботливой "мамой" для всех своих многочисленных слуг и домочадцев. По ее инициативе и на ее деньги в Кяхризли были построена ткацкая мастерская, закупались медикаменты, крестьянам раздавались просо и мука. Позже на ее же средства в селении будет открыта школа. О ее авторитете свидетельствует случай, произошедший во время межнациональных столкновений в Шуше. Узнав о волнениях, она, несмотря ни на какие уговоры, собрав отряд, направилась в город. Напрасно пытались мужчины ее отговорить. Когда в качестве последнего аргумента ей сказали, что армяне могут организовать на нее покушение, она отрезала: "Не посмеют!" Вооруженная пистолетом, который подарил ей отец еще в юности, верхом на лошади вместе с дочерью в авангарде отряда Гамида ханум "вошла в город". Уверенность ее не подвела, никто не посмел даже взглянуть на нее. Все эти хозяйственные и "политические" нужды и заботы не отвлекли ее от издания творческого наследия отца.

Верный соратник и спутник жизни великого писателя Мирзы Джалила Мамедкулизаде

Издательские дела привели Гамиду Джаваншир в 1905 году в Тифлис, где познакомилась с классиком азербайджанской литературы Мирзой Джалилом Мамедкулизаде. Вскоре вышла книга Ахмедбека "О политическом существовании Карабахского ханства с 1747 по 1805 год". Однако общение Мирзы Джалила и Гамиды ханум не прервалось.

Именно он увидел в ней не только красивую и умную женщину, но и яркого общественного, как мы бы сейчас сказали, харизматичного деятеля. Мамедкулизаде предложил ей создать Кавказское благотворительное общество женщин-мусульманок, которое просуществовало до 1917 года. Более того, предложил стать его женой, на что Гамида ханум ответила отказом и уехала в родовое поместье. Но Мирза Джалил был настойчив и приехал в Кяхризли. Через два года они все же поженились, это был третий брак Мамедкулизаде, и, несмотря на все сложности, столь разные натуры сумели прожить в браке четверть века.

От их совместного брака у Гамиды ханум родилось двое сыновей - Мидхат и Энвер. Выйдя замуж за столь выдающегося человека, она продолжала оставаться властной и независимой женщиной. Даже носила при себе пистолет, с которым она не расставалась с самого детства и из которого однажды подстрелила орла. Гамида ханум была верным соратником писателя, моральной опорой в трудные времена. Неоценима также ее материальная помощь в издании журнала "Молла Насреддин", и в других его начинаниях. Вместе им пришлось многое пережить - и бегство в Иран, и противостояние шахским властям, и новое обретение родины.

Казалось, что уже ничего не могло разрушить семейное счастье Гамиды ханум. Мирза Джалил был признан советской властью как общественный и литературный деятель. Но несчастья постигали ее одно за другим. В 1923 году покончила жизнь самоубийством дочь от первого брака Мина. В 1932-м умирает Мирза Джалил, а еще через полгода - их старший сын Мидхат. Жила семья писателя в те дни в Баку, на Почтовой улице, которая теперь носит имя актера Сулеймана Тагиева. В доме №56 сейчас располагается квартира-музей Джалила Мамедкулизаде, в которой собраны вещи, принадлежавшие семье писателя.

Из воспоминаний внучки Гамиды ханум Мины Даватдаровой (заслуженный деятель науки, доктор медицинских наук, профессор)

"В Азербайджане традиции просвещения и благотворительности закладывались в аристократических семьях и передавались по наследству. Роль женщины-просветительницы в Азербайджане особенно велика, потому что надо было иметь мужество, не бояться бросить вызов традициям и стереотипам. Конечно, женщин, увлеченных благотворительностью и просветительством, было не так много, но те, кто посвятил себя этому благородному делу, были личности не просто одаренными, а, я бы, как сейчас модно говорить, назвала их мегазвездами, потому что они отличались глубокой образованностью и патриотизмом, верой в достойное будущее своей страны и самоотверженной каждодневной работой среди тех, кто нуждался в доброте и внимании...

Мое яркое воспоминание от разговоров с бабушкой - это голод в Карабахе в 1907-м году. Оставив четверых детей, бабушка уехала в Шушу и по всему Карабаху развозила мешки с просом и мукой. Какой ценой спасалась жизнь каждого бедняка! Она была миротворец по своей сути. В годы армяно-азербайджанского конфликта Гамида ханум выступала посредником, крестьяне доверяли ей безоговорочно.

В 1908-м году вместе с Мирза Джалил Мамедкулизаде она на собственные средства открыла в селении Кяхризли школу совместного обучения девочек и мальчиков. Вы только представьте себе, деревенская школа и совместное обучение, когда еще в Баку такого не было. При попечительстве Гамиды ханум школа успешно работала до установления Советской власти в Азербайджане.

Во время эпидемии оспы уже в советское время, она на собственные деньги приобрела противооспенные вакцины и делала прививки жителям своего родного селения. Рядом с ней всегда была ее старшая дочь Мина. Окончив гимназию в Тифлисе, затем в 1908 высшие педагогические курсы, Мина стала искать учителей, которые бы могли преподавать на азербайджанском языке, так как в Тифлисе мусульмане обучались только на русском языке. На свои средства Мина не только оплачивала труд педагогов, но и покупала парты, ремонтировала классы".

Все свалившиеся несчастья не сломили эту упорную и талантливую женщину. Она продолжала работать до последних дней своей жизни. Опубликовала свои воспоминания о Мамедкулизаде, перевела на русский язык множество его произведений. Гамида Джаваншир - Мамедкулизаде прожила долгую и полную событиями жизнь, пережив двух мужей, двух детей, трех царей, три революции и две войны. Она скончалась в 1955 году и обрела покой рядом со своим мужем и соратником Мирза Джалилом Мамедкулизаде в Аллее почетного захоронения.

В статье использованы материалы: книга Гюляры Искендеровой: "Моя мама", www.echo.az, www.azerizv.az, www.gender-az.org, www.bk-brest.by.

Тэги:
Лента

Лента новостей