...

В операциях по освобождению Мосула от ИГ необходимо участие Турции

Турция Материалы 7 ноября 2016 17:51 (UTC +04:00)
Вооруженные силы Турции готовятся к наземной операции для освобождения иракского города Мосул.
В операциях по освобождению Мосула от ИГ необходимо участие Турции

ВС Турции готовятся к наземной операции для освобождения иракского города Мосул, об этом недавно заявил президент Реджеп Тайип Эрдоган. В качестве факта, подтверждающего начало подготовки к наземной операции, можно привести начавшуюся с прошлой недели передислокацию воинских частей в приграничный с Ираком город Силопи. Первыми в город были направлены танки и другая военная техника, а следом, в течение недели сюда же подтянулись военнослужащие.

Комментируя принимаемые вооруженными силами меры, министр национальной обороны Турции Фикри Ишык заявил, что Анкара должна быть готова к любому развитию ситуации в Ираке и передислокация частей является мерой для обеспечения безопасности страны.

Турция проявляет неподдельный интерес к положению дел в Мосуле - втором по величине городе Ирака, не только из-за того, что этот город находится в 110 км от турецкой границы, но также потому, что Турцию и Мосул связывают исторические и стратегические связи.

Во-первых, около столетия назад город Мосул был в составе территории «Мисаки Милли» - манифеста войны за независимость Турции. Однако, в начале 20-го века на контроль над Мосулом претендовали также французы и британцы. По Лозаннскому договору, подписанному в 1923 году, спор о Мосуле был оставлен для дальнейшего решения Лигой Наций. Право Ирака осуществлять контроль над Мосулом было подтверждено Лигой Наций и при ее посредничестве в 1926 году было подписано соглашение между Турцией и Великобританией, по которому бывший османский вилайет Мосул стал провинцией Найнава (Ниневия) Ирака, с Мосулом в качестве столицы.

Во-вторых, по-прежнему сохраняется угроза стабильности Мосула, где проживает 1,5 миллиона жителей. В случае перехода контроля над городом от террористической организации «Исламское Государство» (ИГ) к другим радикально настроенным религиозным или националистическим группировкам, может быть уничтожен этнический и конфессиональный баланс в городе. Сохранение полиэтнического состава населения города является ключевой для Анкары «красной линией». Продолжающаяся нестабильность и боевые действия в городе могут привести к огромному потоку беженцев, которые в первую очередь будут искать приют в Турции. А это крайне нежелательно для Турции, которая начиная с 2008 года уже стал «домом» для более чем трех миллионов сирийских беженцев, потратив на их нужды свыше 10 миллиардов долларов.

Надо также отметить и тот факт, что не одна из сторон сегодня не имеет плана по восстановлению правления в Мосуле после освобождения города от ИГ.

Не менее значимым фактором интереса Турции к Мосулу является и нефтяные резервы расположенных рядом с Мосулом территорий. Так, Турции принадлежит нефтепровод в Ираке - «Кяркук-Юмурталык», который проложен на западе от Мосула. Турецкое правительство многие годы ведет политику превращения страны в энергетический и транспортный хаб. Турция как страна импортер энергоресурсов вела активные переговоры с целью поставок нефти из Курдской автономии Северного Ирака. В этом смысле, поставки нефти из расположенного неподалеку Мосула являются очень привлекательным для Турции.

В Анкаре уже давно осознан тот факт, что безопасность страны начинается в ближайших пределах от ее границ. Собственно, именно в этих целях Анкара приступила к созданию зоны безопасности для пресечения перехода террористов на турецкую территорию, а также приступила к боевым действиям «Шит Евфрата» в Сирии.

В начавшихся 17 октября операциях, по освобождению Мосула от боевиков ИГ, участвует местные иракские военизированные формирования "пешмерга" в обучении которых принимала участие Турция, а также самолеты турецких ВВС. Однако, учитывая приведенные выше факты Анкара желает участия своих сухопутных войск в наземных операциях, и по словам Эрдогана Турция также примет участие в последующем урегулировании проблемы Мосула за столом переговоров.

При этом, Анкара, в ответ на претензии Багдада, должна активней информировать мировую общественность о своем беспокойстве относительно обеспечения стабильности в этом регионе. Дело в том, что сегодня правительство Ирака не в состоянии самостоятельно в одиночку справится с ИГ. В качестве примера можно напомнить, что в 2014 году Мосул был захвачен боевыми отрядами ИГ всего за один день. В то же время, открытие второго фронта борьбы с ИГ со стороны Турции заметно усилит давления на террористов и ускорит процесс стабилизации в регионе. Без участия сухопутных войск Турции в операциях по Мосулу, имеются весомые риски для межэтнических и конфессиональных конфликтов.

Орхан Гулузаде, обозреватель Trend

Тэги:
Лента

Лента новостей