БАКУ /Trend/ - Визит президента Ирана Хасана Рухани в Баку 12 ноября вновь привлек внимание к роли Ирана на Южном Кавказе, пишет в статье на сайте National Interest старший научный сотрудник Института Ближнего Востока в Вашингтоне Алекс Ватанка.
"Тегеран, который имеет тесные исторические связи со всеми государствами региона, мог бы найти пути политического урегулирования территориальных конфликтов в регионе. Когда Хасан Рухани был избран в июне 2013 года президентом Ирана, он пообещал, что его правительство будет проводить внешнюю политику с акцентом на улучшение отношений с непосредственными соседями страны. Однако этого до сих пор не произошло", - говорится в статье.
Изменение политики в отношении Южного Кавказа повысило бы политический статус Ирана и обеспечило бы соблюдение приоритетов национальной безопасности, а именно предотвращение возобновления военных действий вдоль северных приграничных регионов страны, пишет Ватанка.
В этом случае перестройка политики неизменно потребует от Тегерана решения проблемы Нагорного Карабаха, так как среди устойчивых территориальных конфликтов на Южном Кавказе спор из-за оккупированных территорий Азербайджана имеет потенциал перерасти в боевые действия.
"Кроме того, это может угрожать внутренней стабильности Ирана, учитывая сильные этнические связи между Азербайджаном и большой этнической группой азербайджанского населения Ирана к югу от реки Араз", - пишет автор.
Основное внимание правительства после прихода к власти Рухани направлено на то, чтобы решить иранскую ядерную проблему с международным сообществом, и Южный Кавказ никогда не был главным приоритетом для любой администрации в Тегеране, пишет эксперт.
Время от времени заявления Тегерана не оставляют сомнений в том, что многие в Тегеране до сих пор считают Южный Кавказ частью исторической области Ирана, сферой, где будет проявлено уважение к иранским интересам, пишет Ватанка.
Такие реалии продолжают препятствовать минимальному доверию, которое Тегеран должен строить с властями в Баку, пишет автор.
Конечно, несмотря на визит Рухани, общая теократическая политическая модель Ирана по-прежнему мало привлекает азербайджанское общество. Но у Рухани есть шанс полностью изменить некоторые ошибки политики, проводимой Тегераном в прошлом. Это было очевидно во время встречи президентов Хасана Рухани и Ильхама Алиева в Давосе в январе 2014 года и в ходе визита Президента Азербайджана в Тегеран в апреле, говорится в статье.
В обоих случаях Рухани выразил желание Ирана по оказанию помощи Азербайджану в нефтегазовой промышленности. Однако вместо увеличения сотрудничества в нефтегазовой сфере, где Баку уже имел большие успехи в течение последних 20 лет, Тегеран может ввести новые инициативы, где его способность изменить ситуацию имеет значение. Одной из таких инициатив может стать посредничество в конфликте вокруг Нагорного Карабаха, пишет Ватанка.
Тегеран все еще может оказать положительное влияние на двусторонние отношения с Баку, если сможет доказать, что у него есть потенциал, чтобы стать нейтральным посредником в этом давнем конфликте, пишет Ватанка. Начнем с того, что требуется больше иранского давления на Ереван, чтобы предотвратить очередной этап военных столкновений с Азербайджаном в рамках конфликта, пишет он.
На данный момент связи Тегерана с Арменией остаются близкими, и Иран по-прежнему является жизненно важным для Еревана, говорится в статье. Тем не менее, Армения в целом сталкивается с набором устрашающих социально-экономических проблем, в том числе ухудшением экономической ситуации и большим оттоком граждан, решивших эмигрировать. С точки зрения национальной безопасности Тегеран мог бы помочь в пересмотре строптивой позиции Армении по Нагорному Карабаху, пишет эксперт.
Кроме того, остается фактом то, что именно Азербайджан превратился в экономический двигатель на Южном Кавказе, пишет Ватанка.
Когда такие меры будут приняты, президент Рухани сможет с большей уверенностью говорить о сотрудничестве с Баку в энергетической сфере, или пропагандировать Иран в качестве точки выхода к морю для государств Южного Кавказа, которые стремятся выйти на международные рынки, пишет автор.
"Кроме того, президенту Рухани необходимо сформулировать политику, которая не зависит от повестки дня России в регионе. Иранцы выступают против идеи иностранных миротворцев, которые будут находиться на спорных территориях. В то же время, Тегеран не осуждает длительного военного присутствия России в Армении, войска которой планируют оставаться в стране до 2044 года", - пишет Ватанка.
В том случае, если Рухани изменит политику, в том числе откажется от политики воинствующего антизападничества, то станет гораздо более вероятным, что Тегеран сможет принять участие в процессе конструктивного посредничества между Арменией и Азербайджаном, пишет автор.
По крайней мере, обещания президента Рухани по обновлению связей с ближайшими соседями должны включать беспристрастный подход к вопросу решения нагорно-карабахского конфликта, говорится в статье.
(Автор: Эльмира Таривердиева. Редактор: Натаван Эфендиева)