Латвия, Рига /корр. Trend Н.Кузнецова/ Эксклюзивное интервью Trend министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова
- Господин министр, что вы ожидаете от проходящей в Риге международной конференции "Балтийские государства и политика соседства Европейского Союза" и насколько реально сейчас говорить о членстве Азербайджана в этой организации?
- Эта конференция по программе соседства Евросоюза и такого плана мероприятия становятся все более и более традиционными. Недавно проходила такая же конференция в Брюсселе, сейчас проведение этой конференции взяла на себя латышская сторона. По политике соседства ЕС выстраивается линия взаимоотношений между Евросоюзом и государствами Южного и Восточного регионов. В Южном направлении это в основном страны Средиземного моря, а Восточный регион - это Южный Кавказ, Украина, Молдова.
Балтийские страны нам близки, конечно, потому что мы все пришли из одной большой бывшей семьи. Понимание Прибалтики у нас значительно больше, чем другой части Европы во всех наших желаниях, намерениях, возможностях. В этом контексте, если мы рассматриваем сотрудничество Азербайджана с Евросоюзом, то возникает вопрос - в каком формате оно будет происходить. Все мы прекрасно понимаем, что формат сотрудничества с Евросоюзом в контексте полномасштабного членства достаточно проблематичен и не стоит поднимать такую планку, потому что это желание должно быть двусторонним - не только с нашей стороны, но и со стороны стран Евросоюза, насколько они видят нас частью своей семьи.
Поэтому нам интересна формула создания добрососедства. Она позволяет нам проводить множество реформ в стране, поднимать и брать за ориентир прожиточный минимум Европейских государств. У них есть очень интересные наработки в сфере образования и информационных технологий. Также есть очень много интересов в отношении развития демократии, прав человека, верховенства закона. Все это очень важные составляющие, которые нам необходимо внедрять в стране, а также реформировать судебные системы. Это все те элементы, которые нам интересны и в этом контексте сотрудничество с Евросоюзом нам очень важно.
- Какой интерес у Азербайджана к странам Балтии? Каким Вы видите сотрудничество между странами Балтии и Азербайджаном?
- Учитывая, что мы вышли из одной большой семьи, у нас больше понимания наших желаний, нашего развития. В этом контексте мы понимаем, что Евросоюз это не какой-то единый орган, он состоит из 27 раздельных государств, наций, поэтому очень важно работать отдельно с каждым из них.
Прибалтийские государства имеют очень тесные контакты с Азербайджаном на уровне президентов и руководителей этих стран. Во время моего визита в Ригу на конференцию у меня состоялась встреча с министром иностранных дел Латвии Марисом Риекстиньшом, с которым мы обсуждали развитие экономической составляющей наших отношений.
Азербайджан со своей стороны тоже имеет свои интересы в Прибалтике, и мы проводили и в Кракове и в Вильнюсе саммиты по энергетической безопасности, которые позволяют выводить энергоресурсы в этот регион, дает возможность вывода нефтяных порталов на балтийский рынок. Нам интересно сотрудничество в плане потока нефтепродуктов и энергоресурсов на Средиземное и Черное моря, а сейчас достаточно плотно обсуждается вопрос и Балтийского моря.
Помимо этого имеются интересы в сфере туризма, в банковской сфере, инфраструктурные проекты. Азербайджан сейчас интенсивно развивается, и странам Балтии есть, что предложить нам. К примеру, на данный момент инвестиции одного из латвийских банков в Азербайджане составляют 150 млн. долларов США, другие банки также желают с нами работать.
- Какие страны являются основными стратегическими партнерами и союзниками Азербайджана?
- В контексте Евросоюза это страны Балтии. Кроме того, у нас сложились очень тесные взаимоотношения с Польшей и Румынией. У нас есть концепция о сотрудничестве трех морей - Балтийского, Черного и Каспийского. В Молдове мы недавно встречались с премьер-министром Болгарии. Между нашими странами также интенсивно развиваются взаимоотношения.
Я не могу сказать, что уровень наших взаимоотношений с основными игроками Евросоюза - Францией и Германией - хуже. Я только что прибыл из Парижа, где президент Азербайджана по приглашению Саркози проводил двусторонние встречи. С Германией также достаточно эффективно развиваются контакты во всех сферах, а немецкие компании работают на азербайджанском рынке. Сейчас, с учетом экономического развития Азербайджана, появляется все больше разнообразных возможностей. Конечно, открываются возможности и для азербайджанских компаний выйти на рынок Евросоюза.
- Сегодня активно обсуждается возможность создания Азербайджаном, Грузией и Турцией единой экономической зоны. Как вы оцениваете эту инициативу?
- Здесь идет речь о единой энергетической составляющей, а не экономической, поскольку экономическая шире, чем энергетическая. Существует международный энергетический проект об экспортном нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан. А в начале этой недели был введен участок по Греции и Турции для газопровода. Фактически, азербайджанский газ с Каспийского моря начал идти на рынки Евросоюза посредством трубопровода Азербайджан-Грузия-Турция и теперь еще и с перемычкой в Грецию. Дальше в планах выводить газ и на итальянский рынок. А потом есть очень интересный проект, чтобы выйти еще на пять стран Евросоюза по маршруту Азербайджан-Грузия-Турция в Болгарию, Румынию, Австрию, Венгрию. Все эти проекты по импортированию энергоресурсов с Каспийского моря достаточно интересны, но необходимо изучать очень много составляющих, как например, тарифы, транзит. Конечно, очень большую роль играет политика, и мы не можем назвать энергетические проекты чисто энергетическими по политическим вопросам.
По нефти у нас также есть очень интересный проект - через Черное море и Украину выйти на Польшу и на Балтийский рынок. То есть все эти проекты рассматриваются. Вопрос о том, какой из них заработает в реалии, требует продолжения переговоров, поскольку здесь важна не только политика, но и коммерческая составляющая. Но, во всяком случае, интерес к этим проектам большой и поставка энергоресурсов с Каспийского моря будет новым элементом для энергобезопасности Европы.
- Я хочу задать вопрос по болезненной для Азербайджана теме. Связано ли очередное затишье в вопросе мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта с предстоящими в следующем году в Азербайджане и Армении выборами?
- Здесь надо поставить вопрос более концептуально. Во-первых, руководство Армении и армянский народ должны в конце концов сами для себя осознать, что скорейшее решение проблемы Карабаха отвечает национальным интересам Армении. Иначе она в результате своей недальновидности по Карабаху оказалась в тупике. И в плане своего экономического развития она осталась вне серьезных энергетических и экономических проектов региона. То есть это страна, которая сама по себе у себя внутри начинает вариться. Поэтому, чем быстрее они осознают, что это мешает их национальным интересам, тем лучше будет, в первую очередь, для Армении и для региона, поскольку это тормозит процесс его развития.
Во-вторых, если Армения хочет развивать партнерство и сотрудничество с Евросоюзом по линии интеграции в Евросоюз, то возникает вопрос - если ты интегрируешься в европейское пространство, то ты должен разделять те же взгляды. А я не думаю, что Европа одобряет принципы оккупации территории другого государства и этнические чистки. И фактически то, что мы видим сейчас в Карабахе, это абсолютно мышление утилизированного 20 века. К чему привели этнические чистки? Мир стал после этого двигаться совсем в другом направлении. Если даже многие страны Европы, которые имели колоссальные сложности в двусторонних отношениях, сумели после Второй Мировой войны осознать это, сделать выводы и переступить через все эти проблемы. И в итоге получился Евросоюз, который основывался, начиная с экономических составляющих, взаимного понимания и развития общества. Аналогичные выводы должны быть сделаны руководством и народом Армении. Трудно ожидать, что каким-то образом принципы международного права помогут Армении заполучить Карабах в свой состав.
- Может ли ситуация измениться после выборов?
- Во-первых, все зависит от того, смогут ли они провести у себя нормальные выборы. А во-вторых, президент Армении должен осознать, что у него другая степень ответственности и он должен понимать, что у страны должно быть будущее. В первую очередь, они должны осознать, что это в их национальных интересах и что это им на пользу. Это не означает, что их кто-то хочет вытолкнуть из региона, ведь невозможно взять землю и переехать в другое место или же построить стену. Хотят они или не хотят, но они все равно должны будут найти общий язык. То же самое и мы - хотим мы или не хотим, нам надо находить общий язык. Поэтому концептуально вопрос должен решаться принципом не только мира, но и экономики, и конструктивного диалога.
На следующей неделе будет министерская встреча в ОБСЕ, на которой у нас будут встречи с сопредседателями Минской группы.
- В своем выступлении на конференции Вы указали, что Европа применяет "двойные стандарты" в отношении "замороженных конфликтов". Что Вы подразумевали под этим?
- Вопрос по двойным стандартам заключается в том, что когда мы говорим о соблюдении территориальной целостности, то они должны быть одинаковы для всех. А этнические чистки, называя одни страны и не называя другие, теряют свою диспропорцию. И, в-третьих, надо объяснять, что есть принципы международного права и все обязательно должны им следовать. Нам очень важно, чтобы Европейский союз со всей своей мощью мог сказать и объяснить, почему не надо придерживаться неприемлемых принципов.