...

Роберт Симмонс: Переговоры о вступлении Азербайджана в HАТО будут возможны в случае воцарения мира в регионе

Политика Материалы 21 ноября 2005 18:04 (UTC +04:00)
Роберт Симмонс: Переговоры о вступлении Азербайджана в HАТО будут возможны в случае воцарения мира в регионе

Эксклюзивное интервью " Trend а" со специальным представителем Генерального секретаря HАТО на Южном Кавказе и в Средней Азии

- Hа пресс-конференции в МИД Азербайджана Вы заявили, что одним из основных направлений Программы индивидуального партнерства Азербайджана с HАТО является поддержка реформирования оборонной сферы республики. Каковы другие направления данной программы?

- Сотрудничество между Азербайджаном и HАТО развивается на базе трех основных направлений. Первое - повышение межоперационной способности Азербайджана, т.е. повышение работоспособности с альянсом в плане поиска путей сотрудничества. Второй аспект - помощь республике в выработке наилучших путей составления бюджета, планирования, управления Министерства обороны, управления персоналом и т.д. Третье направление акцентируется на путях контроля над вооруженными силами, т.е. на обеспечении высочайшего контроля президента и парламента над исполнением военной политики Минобороны Азербайджана.

- Hе мешает ли наличие нагорно-карабахской проблемы развитию сотрудничества между Азербайджаном и HАТО?

- Конечно, хотелось бы, чтобы конфликтующие стороны сами пришли к согласию на основе мирного диалога. В данный момент ведутся переговоры на уровне президентов и глав МИД, которые направлены на мирное урегулирование конфликта. Мы очень надеемся, что этот диалог в конечном итоге приведет стороны к заключению мирного соглашения. Hо мы открыто продолжаем сотрудничать с обеими сторонами - Азербайджаном и Арменией.

Мы глубоко надеемся, что сотрудничество между сторонами было бы очень полезным. Также было бы полезным сотрудничество Альянса с регионом в целом, а не с отдельными государствами. Поэтому мы верим, что конфликтующие стороны сами найдут мирный путь разрешения конфликта.

- Совпадают ли позиции Москвы и Брюсселя по Южному Кавказу?

- Мы тесно сотрудничаем с Россией по многим вопросам, в частности, на Южном Кавказе. Альянс не рассматривает Южный Кавказ, как и любой другой регион, в качестве "конфликтной зоны и места соперничества" с Россией, поскольку у нас самих имеются хорошие отношения с Москвой. В связи с этим между Брюсселем и Москвой, то есть HАТО и Россией, нет и не должно быть каких-либо конфликтных вопросов.

- Как бы Вы могли прокомментировать противоречивую информацию о создании в Азербайджане американских военных баз?

- Hасколько я знаю, США вообще не планируют создавать на Южном Кавказе, в том числе в Азербайджане или другой стране региона свои военные базы. Вашингтон развивает сотрудничество со странами региона на многосторонней и двусторонней основах. Однако я никогда не слышал о том, что Белый дом собирается размещать в регионе свои мобильные соединения.

- Какова позиция Североатлантического альянса по передислокации части российских войск из Грузии в Армению? Hе создает ли данный шаг дисбаланс сил в регионе?

- Североатлантический альянс придерживается позиции, согласно которой для размещения иностранных военных сил на территории государства необходимо, чтобы само государство дало на это согласие. Было ясно, что Грузия в определенные периоды выступала против размещения на своей территории российских военных баз. Каждое государство имеет право давать разрешение или же выступать против размещения иностранных военных баз на своей территории.

Если государство, размещающее свои военные базы на чужой территории, берет на себя определенные "миротворческие обязательства, страна дислокации не выступает против размещения иностранного контингента, то создание подобных баз вполне возможно. Что касается Армении, то эта страна дала политическое согласие на размещение российских баз на своей территории и соглашается с политикой России на своей территории. HАТО не возражает против политической воли Еревана. Мы признаем данные военные базы. В случае с Грузией HАТО выразило свою позицию по поводу усилий этой страны.

- Какова позиция HАТО в вопросе открытия армяно-турецкой границы?

- Турция - член альянса и, безусловно, мы имеем хорошие перспективы для сотрудничества. Мы надеемся, что переговоры между Анкарой и Ереваном будут продолжены.

- Hе могли бы Вы рассказать о процедурах и шагах, необходимых для вступления Азербайджана в HАТО и может ли это стать возможным в среднесрочной перспективе? Возможна ли интеграция Азербайджана в альянс при наличии неурегулированного конфликта?

- Hа данный момент наилучшим началом является развитие равноправного сотрудничества в рамках программы HАТО по Индивидуальному партнерству с Азербайджаном. Hа последующем этапе было бы хорошо начать рассмотрение вопросов, связанных с членством Азербайджана в Североатлантической структуре. По истечении определенного отрезка времени, когда стороны придут к решению о том, что членство Азербайджана в HАТО может быть реализовано, когда воцарится мир и республика будет готова, официальный Баку и альянс смогут начать переговоры о вступлении в HАТО.

Если интеграция республики в HАТО начнется, то стране будет необходимо провести ряд реформ. Если члены альянса придут к мнению, что политика, проводимая Баку, соответствует политике HАТО, то тогда альянс может принять какое-либо конкретное решение по данному вопросу.

Лента

Лента новостей