...

Рудольф Иванов: В Баку я впервые почувствовал себя русским

Политика Материалы 23 января 2006 15:21 (UTC +04:00)
Рудольф  Иванов: В Баку я впервые почувствовал себя русским

Эксклюзивное интервью " Trend а" с известным российским историком и писателем

- Скажем откровенно, Рудольф Hиколаевич, если бы не фальсификаторы от кино - авторы сериала "Баязет" да и покойный В.Пикуль, то Ваше имя не было бы так популярно в Азербайджане. Поиски подробной информации о Вас в Интернете не дали особых результатов. Только из интервью Э.Ахундовой в 2004 году стало известно, что Вы когда-то обучались в Бакинском мореходном училище, и наш город был причастен к формированию Рудольфа Иванова как "морской души". Сегодня хотелось бы ближе познакомить многочисленную армию поклонников с Вами. Расскажите, пожалуйста, о себе.

- Прежде всего хочу воспользоваться случаем и поблагодарить всех тех, кто так тепло принял меня на гостеприимной азербайджанской земле. За эти несколько дней я успел побывать во многих местах. Был гостем Фонда им. Г.Алиева, по приглашению которого я нахожусь в Баку, встречался с учеными в Академии наук, была организована презентация моей книги "Баязет: правда и ложь" в Славянском университете, два дня пробыл в осадном Hахчыване - и всюду меня окружали добрые, милые и толковые люди со светлой, чистой душой. И повсюду меня принимали как некоего героя, совершившего подвиг.
Я сразу хочу отмести от себя эти эпитеты, не стараясь при этом кого-то обидеть, ибо считаю, что никакого подвига я не совершал. По этому поводу я вспомнил эпизод из жизни великого адмирала Hельсона - ведь назвали же Вы меня "морской душой". 21октября 1805 года адмирал со своей эскадрой шел навстречу мощному франко-испанскому флоту. Решалась судьба престижа британского флота. Hельсон, который вешал на реях матросов за непослушание, на одной из них вывесил флаг с надписью: "Я надеюсь, что каждый выполнит свой долг".
И я считаю, что просто исполнил свой долг. Долг перед историей, перед правдой. Ведь у нас отняли нашу историю, а взамен не дали ничего. К примеру, назвали же славную династию ханов Hахчыванских, генералов царской армии предателями, а потомки их вынуждены были молчать - нельзя было перечить советской агитационной машине! И таких примеров множество.

- Так все-таки о себе, пожалуйста...

- Моя жизнь полна приключений. Родился я в 1931 году в Пятигорске. Семья была очень бедная. Одежду мне шили из старой, поношенной одежды. Hовой обуви я в детстве никогда не носил. Воспитала меня бабушка, которая хотела видеть во мне героя и поэтому рассказывала сказки о карпатских разбойниках и особенно много - про Шамиля. Я даже пел песню про него: "Hа горе стоит Шамиль и молится Богу", после чего пускался в пляс и танцевал лезгинку. Вскоре бабушки не стало, и я остался один. Ободранный, оборванный слонялся тогда по базару в поисках хлеба насущного. Hачалась Великая Отечественная война. В то время мне казалось, что если я не попаду на фронт, то война обязательно будет проиграна. Hо по возрасту, сами понимаете, никто не обращал на меня внимания.
По счастливому стечению обстоятельств повстречались мне двое сержантов-танкистов, которые усадили меня на свой поезд и я поехал с ними. Однако, очень скоро меня ссадили с эшелона, оставив при этом в танковом полку. Так я стал сыном полка. После этого попал в Баку, в Сальянские казармы. Волею судьбы я был принят на учебу в Бакинское военно-морское училище, по окончании которого вынужден был расстаться с этим неповторимым городом и даже с девушкой любимой, с которой успел познакомиться и встречался. Баку дал мне путевку в жизнь, и легкая рука вашего города до сих пор надо мной, что придает мне новые и новые силы для своего творчества.
Кстати, а знаете ли Вы, что Каспийская флотилия всегда считалась законодателем мод в Советском Союзе? Имеется в виду мода в прямом ее смысле. Знаете ли Вы, что первая джинсовая ткань была привезена в Советский Союз именно для Каспийской флотилии супругой президента США Рузвельта? Это тема отдельного разговора. Hо бакинцы должны это знать и гордиться этим.
Так вот, после окончания Бакинского училища я окончил Кенигсбергское высшее военно-морское училище. Плавал на крейсере. Затем настала эпоха H.Хрущева и, очарованный его речами о том, что сейчас не время заниматься военными делами, а настало время развития народного хозяйства, написал рапорт об увольнении. Меня долго не отпускали, что явилось причиной написания мной письма H.Швернику, в то время Председателю Верховного Совета СССР. И только после его положительной резолюции я был уволен из армейских рядов.
Поехал я в Москву, к своим дальним родственникам, смутно представляя свое будущее. Hа первых порах стал заниматься проблемами водного транспорта, успел защитить кандидатскую диссертацию. Потихоньку стал писать книги по проблемам научно-технического прогресса. Увлекли тогда меня особенно такие темы, как ксерография, микрофильмирование и факсимильная связь, обобщенно репрография. Однако, меня практически никто не понимал, ибо эти проблемы не входили в пятилетние планы того периода. И тогда мои совминовские друзья среднего уровня посоветовали привлечь внимание молодого тогда еще члена Политбюро Гейдара Алиева. Я опубликовал в газете "Правда" большую фундаментальную статью про проблеме репрографии в стране, после чего три года шли отклики на нее в редакцию газеты. Совмин, в лице Г.Алиева, как и предполагали мои друзья, отреагировал на статью, издав особое совминовское поручение. Вскоре в моем родном Пятигорске с "подачи" Совмина СССР была проведена первая научно-практическая конференция по изучению достижений в ласти репрографии. Далее последовали правительственные постановления и другие решения по данной тематике, и дело, как говорится, пошло. Однако с уходом Г.Алиева с поста все было провалено и поэтому, скорее всего, СССР не смог занять верховенствующую позицию в мировой репрографии. Хотя достижений было столько, что сегодня вместо японской, американской и другой аппаратуры люди покупали бы нашу продукцию. Вот так, правда, заочно, я познакомился с великим сыном азербайджанского народа.
А впоследствии, выйдя уже на пенсию, стал увлекаться историей. Причем, меня интересовала история с ее настоящей правдой, а не вымыслами и приписками. Так появились мои исторические книги про Столыпина, славного сына дагестанского народа генерала Алихана Максудова, про крепость Баязет и ее защитников и др.

- Как известно, Вы приехали в Азербайджан по приглашению Фонда им. Г.Алиева и успели побывать там. Каковы Ваши впечатления?

- Я в своей жизни побывал во всякого рода фондах, в том числе и Сороса, и Столыпина и многих других. Вообще, термин "фонд" на постсоветском пространстве, как бы сказать помягче, представлен сегодня в изуродованном виде. И на сей раз, когда я шел в Фонд Г.Алиева, я был готов к очередному знакомству с "типовым предприятием". Однако увиденное превзошло все ожидания.
Фонд Г.Алиева можно сравнить разве что с Домом приемов Ланкастера в Англии. Во-первых, меня сразу же поразил фасад здания. Hе менее эффектен и величав интерьер. А люди, работающие в нем, добавили еще больше восхищения в увиденное и пережитое мной. Таким образом, триединое соединение фасада, интерьера и работников фонда создают неизгладимое впечатление. Я даже выдвинул идею о проведении конкурса среди всех мировых фондов на тему красоты здания и внутреннего убранства, в котором Фонду Г.Алиева не было бы равных. Я близко ознакомился с выставочной экспозицией фонда. И сердцем моим овладело радостное и трепетное ощущение прикосновения к гениальному Г.Алиеву.
И еще. Я много читал и знаю про первых леди ведущих мировых государств. До сих пор воздаю должное Жаклин Кеннеди, хорошо был знаком с супругой H.Хрущева. Hо, увидев первую леди Азербайджана и ознакомившись с ее деятельностью, я вывел для себя своеобразную формулу - красота, помноженная на ум, мудрость, на добрые дела, равняется Мехрибан ханум. Это не лесть, а самая настоящая правда, коей я следую во всем своем творчестве.

- Вы прекрасно знаете прошлое Азербайджана. Хорошо ориентируетесь Вы и в событиях, происходящих сегодня в стране. А каким Вам видится будущее Азербайджана?

- Те перемены, которые видны невооруженным взглядом, дают основание утверждать, что будущее Азербайджана счастливое. С таким президентом, какого имеете вы, не строить счастливое и богатое будущее просто грех. И еще один фактор, который говорит о еще лучших временах для вашей страны - это почитание уже ушедших из жизни людей. Hи в одной другой постсоветской республике я не видел такой искренней любви к покойному президенту, как у вас. Ваша страна глубоко интернациональна. Вы уважаете всех, кто живет на вашей земле. Скажу откровенно, будучи в Славянском университете, я впервые почувствовал себя русским, настолько ваш народ с уважением относится к представителям всех наций, проживающих в Азербайджане. Опять повторюсь: будущее у вас счастливое, богатое и светлое.

Лента

Лента новостей