...

Анджей Каспшик: "Пражский процесс" создает хорошую основу для дальнейшего продвижения в урегулировании нагорно-карабахского конфликта

Политика Материалы 26 мая 2006 14:38 (UTC +04:00)
Анджей Каспшик: "Пражский процесс" создает хорошую основу для дальнейшего продвижения в урегулировании нагорно-карабахского конфликта

Интервью " Trend а" с личным представителем действующего председателя ОБСЕ по нагорно-карабахскому конфликту Анджеем Каспшиком

- Как Вы охарактеризуете нынешнюю ситуацию на линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск?

- Режим прекращения огня на линии соприкосновения войск в общем сохраняется. Однако время от времени по различным причинам напряженность увеличивается. Мы сожалеем, что в результате напряженности иногда имеют место и жертвы. Для нас гибель одного военнослужащего - это уже слишком много. Каждый должен помнить, что есть политическое желание обеих сторон для сохранения режима прекращения огня, он является также условием для проведения переговоров относительно урегулирования конфликта, которые на сегодняшний день находятся на тонкой стадии.
В данных условиях недопустимо, чтобы молодой военнослужащий был ранен или убит, особенно преднамеренно снайпером.

- Увеличились ли случаи нарушения режима прекращения огня в 2006 году? Какие меры необходимо предпринять сторонам для их снижения?

- Мы не располагаем точными данными о фактах нарушения перемирия и полагаемся на цифры, разглашаемые оборонными ведомствами. В принципе, только когда фиксируется несчастный случай или же стрельба продолжительна, по крайней мере длится более 20 минут, это рассматривается как факт нарушения режима прекращения огня.
Мы ожидаем, что стороны продемонстрируют максимальную сдержанность на линии соприкосновения. Если фиксируются более серьезные нарушения, мы также ожидаем, что стороны воспользуются экстренной связью на уровне руководящих лиц. Многое также зависит от желания командиров на местах, которые непосредственно соблюдают режим прекращения огня и также от того, как они соблюдают дисциплину в частях.

- Какие, на Ваш взгляд, имеются предпосылки для мирного разрешения армяно-азербайджанского конфликта в 2006 году?

- Переговоры продолжаются в быстром темпе и стали весьма интенсивными за прошедший период, когда имело место много встреч, включая переговоры на уровне президентов Азербайджана и Армении. Деятельность сопредседателей была также активной, что отмечали и приветствовали главы государств.
В 2006 году есть хороший, удобный момент для решения конфликта, учитывая тот фактор, что ни в Армении, ни в Азербайджане не будет проводиться никаких выборов.

- Каково Ваше видение хода переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта?

- Hалицо усилия всех заинтересованных сторон в целях сближения позиций. Однако проблема чрезвычайно усложнена и болезненна. Все же, кажется, то, что на сегодняшний день достигнуто в течение раундов "Пражского процесса" и на других встречах, создает хорошее основу для дальнейшего продвижения вперед. Это - вопрос, который должен быть политически решен президентами с учетом интересов двух народов. Каждый должен помнить, что выгоды от заключения мира для обоих народов будут существенными, и данное соглашение уже не может быть игнорируемым

- Имеет ли смысл продолжение мониторингов на линии соприкосновения огня, если их действенность вызывает все большие вопросы?

- Стороны неоднократно заявляли на самых различных уровнях, что фактор мониторинга имеет стабилизирующий эффект и снижает напряженность.
Были случаи, когда та или другая сторона требовала от нас провести мониторинг в конкретно определенном месте, что бы стабилизировать ситуацию. Если чья-то жизнь была спасена благодаря этому, то я уже счел бы это достижением. Мониторинг также является предупреждением как для сторон конфликта, так и для Минской группы ОБСЕ и действующего председателя Минской группы ОБСЕ в случае, если имеется угроза ухудшения ситуации вдоль линии соприкосновения.
Мониторинги - также важный инструмент доверия в военной сфере между конфликтующими сторонами. Как только представителям ОБСЕ разрешают войти на определенную территорию, это означает, что в данном месте нет ничего скрытого.
Информация, полученная от сторон в течение мониторинга, наряду с нашими комментариями относительно серьезности инцидента предоставляется руководству ОБСЕ и Минской группе ОБСЕ. Hаш мандат не предполагает расследований, которые также могли бы потребовать сотрудничества между сторонами в облегчении работы исследовательских групп.

Лента

Лента новостей