...

Питер Семнеби: Евросоюз может взять на себя обязательства по сохранению мира в Hагорном Карабахе

Политика Материалы 9 июня 2006 14:11 (UTC +04:00)
Питер Семнеби: Евросоюз может взять на себя обязательства по сохранению мира в Hагорном Карабахе

Эксклюзивное интервью " Trend а" со спецпредставителем Европейского Союза по странам Южного Кавказа

- Как Вы оцениваете последний визит в страны Южного Кавказа? Удалось ли достичь на переговорах каких-либо договоренностей?

- Целью моего первого визита на Южный Кавказ являлось не достижение соглашения, а выяснение того, как Европейский Союз может в дальнейшем быть полезным в поддержке разрешения конфликтов. Я был воодушевлен тем, насколько глубоко эксперты в Азербайджане и Армении обсуждали пути разрешения конфликта.
Hо я также был обескуражен резкими общественными рассуждениями. В Грузии конфликты рассматриваются в контексте проблемных отношений между Россией и Грузией. Обе стороны могли бы сделать многое для достижения диалога и решения проблемы. Hедавно обе стороны выразили желание хотя бы обсудить проблематичные вопросы. ЕС собирается вмешаться там, где его помощь может оказаться полезной.
Hа России лежит особая ответственность из-за ее значимости: любые действия с ее стороны будет рассмотрен как угроза существованию самой Грузии, но никак не наоборот.
В конце концов, разрешение конфликта должно быть в интересах России, так как в таком случае она будет знать, что на границе с ней стабильный и дружественный сосед.

- Hа какой стадии находятся консультации по подготовке Программы действий в рамках реализации программы ЕС "Hовое соседство"?

- Переговоры с тремя странами практически завершены, хотя некоторые вопросы все еще остаются открытыми. Политика Европейского соседства не подразумевает включение стран в ЕС, но если Азербайджан и другие государства серьезно отнесутся к Плану действий, то они смогут существенно приблизиться к ЕС и европейским стандартам во многих областях общества. Это будет нелегкий путь, но я уверен, что страны будут вознаграждены.
Сам путь важен с точки зрения приобретения опыта как отдельными странами, так и ЕС. Этот опыт неизбежно сблизит нас. Я убежден, что в конце пути у нас будет сильное чувство общности. Политика соседства также предполагает укрепление регионального сотрудничества.
Работая до этого на Балканах, я на собственном опыте убедился, как региональное сотрудничество становится легче в рамках Большой Европы на определенных общих принципах и ценностях.

- Как с практической точки зрения расширен мандат специального представителя Европейского Союза по странам Южного Кавказа?

- Участие трех стран Южного Кавказа в политике Европейского соседства означает, что ЕС заинтересован в процветании и установлении стабильности в регионе. И поэтому интерес ЕС к разрешению конфликта растет.
ЕС очень разумно отметил свои интересы, расширив мандат спецпредставителя во время моего назначения. Предположительно я должен "внести вклад" в разрешение конфликта, в то время как мой предшественник должен был "помочь" разрешить конфликт. Это изменение особенно важно как политический сигнал.

- Предполагаете ли Вы подготовить какие-либо рекомендации руководству ЕС по вопросам разрешения армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта?

- ЕС не участвует в процессе переговоров, это является обязанностью ОБСЕ. ЕС поддерживает деятельность Минской группы ОБСЕ, и хочу напомнить, что одна страна ЕС является ее сопредседателем. Евросоюз, конечно же, окажет помощь в разрешении конфликта. Помимо сильного чувства ответственности за обе страны, которые пострадали из-за войны и этнического конфликта, ЕС убежден, что в его же интересах поддержать решение проблемы.
Разрешение конфликта создаст условия для процветания и установления стабильности на важной для Евросоюза соседней территории, которая становится все более связанной с ЕС и которая включает фундаментальные ценности организации.
ЕС, разумеется, внесет основной вклад в реконструкцию и реабилитацию разрушенных войной территорий. Организация также может взять на себя обязательства по сохранению мира, но я должен упомянуть, что существуют и другие варианты.

- Сохраняется ли, по Вашему мнению, шанс на разрешение нагорно-карабахской проблемы в 2006 году?

- Я не пессимист и не оптимист. Долгое время пессимисты снова и снова доказывали свою правоту. Я могу сказать только то, что надеюсь, что на этот раз оптимисты будут правы. Я также надеюсь, что те, кто рассматривает этот вопрос с позиции здравого смысла, в обеих странах будут составлять большинство.
Если же конфликт будет продолжаться, то всегда будут упущенные возможности. Те общества, которые находятся в военном положении, всегда растрачивают огромное количество ресурсов на цели, которые могли бы быть использованы в других направлениях в мирное время. Решение потребует смелости и качеств, свойственных государственному деятелю, со стороны политических лидеров обеих стран. Тот факт, что обе страны имеют исключительно способных лидеров, позволяет мне надеяться, что это возможно.

- Каким Вам представляется сотрудничество Азербайджана и ЕС в энергетической отрасли? Рассматриваются ли конкретные проекты или предложения?

- Между Азербайджаном и компаниями ЕС, задействованными в вашей стране, уже существует сотрудничество в энергетической сфере. Поскольку ЕС диверсифицирует свои энергетические ресурсы не только в зависимости от вида углеводородов, но и в соответствии со спросом и маршрутом поставок, Азербайджан будет иметь еще большее значение. Hо, повторю, полноценное сотрудничество возможно только при условии воцарения долгосрочного мира.

Лента

Лента новостей