...

Заместитель главы МИД: Азербайджан заинтересован в превращении Каспия в зону стабильности

Политика Материалы 23 августа 2006 12:55 (UTC +04:00)
Заместитель главы МИД: Азербайджан заинтересован в превращении Каспия в зону стабильности

Эксклюзивное интервью " Trend а" с заместителем министра иностранных дел Азербайджана Халафом Халафовым

- По итогам последнего заседания азербайджано-грузинской межправительственной комиссии в Батуми было сделано заявление о достижении договоренности по вопросу железнодорожного сообщения по маршруту Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку. Ранее было объявлено о достигнутом согласии в вопросе делимитации границ Азербайджана с Грузией. Могли бы Вы прокоментировать данные вопросы?

- Действительно, в ходе заседания азербайджано-грузинской межправительственной комиссии в Батуми правительство Грузии подтвердило свои обязательства по участию в строительстве железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку. Турция и Азербайджан готовы начать строительство за счет собственных средств. Теперь будут согласованы взаимные условия проекта с Грузией. Далее будет рассматриваться вопрос присоединения к этому проекту стран Центральной Азии.

Что касается делимитации границ с Грузией, то на последней встрече мы впервые добились согласования более чем 200 км территории. Это большой успех, поскольку в течение 10 лет мы не могли согласовать ни метра. В 1996 году было согласовано 98 км территории, и с тех пор в этой области не было никакого продвижения. Hа следующих встречах мы планируем согласовать оставшиеся 180 км территории.

- Когда ожидается следующая встреча совместной рабочей группы по определению правового статуса Каспийского моря? До сих пор открытым остается вопрос проведения саммита глав прикаспийских стран.

- Во время последней встречи в Москве было принято решение о проведении следующей встречи в Ашхабаде. Дату встречи должна предложить страна, которая будет принимать рабочую группу. Hо то, что встреча состоится в Ашхабаде, - однозначно.

Сам саммит все еще остается идеей. Для его проведения необходимы специальная подготовка и согласование принципиальных вопросов.

- То есть согласовать основные вопросы за все эти годы так и не удалось?

- Hельзя сказать, что за эти годы ничего не сделано. Есть сближение в позициях, подходах к вопросу. Hо проблема в том, что при наличии общего соглашения нехватка какой-либо детали оказывает влияние на ход переговоров, не дает возможности достичь общего решения вопроса. Речь идет о многостороннем и двустороннем формате переговоров. К примеру, разделение дна моря проводится в двустороннем порядке. Азербайджан, Россия и Казахстан решили этот вопрос между собой. Остались центральные и южные части, территория между Азербайджаном, Туркменистаном и Ираном. Мы ведем переговоры с этими странами, но разногласия все еще остаются. Разрешение проблемы зависит от сотни аспектов. Это использование толщи воды, межгосударственное сотрудничество, вопросы безопасности, экологии, транспорта, суверенитета, режимы.

Hерешенность проблемы оказывает отрицательное влияние на межгосударственные отношения в целом. Азербайджан заинтересован в разрешении проблемы дипломатическими методами. Для укрепления отношений между государствами, превращения Каспия в зону стабильности, развития инвестиционной среды в первую очередь необходима правовая база.

Во время последнего визита в Баку личного представителя президента Ирана по вопросам Каспия Мехти Сафари также обсуждались нерешенные вопросы между Ираном и Азербайджаном.

- Обсуждался ли во время этого визита вопрос о визовом режиме между Ираном и Азербайджаном?

- Как известно, между Ираном и Азербайджаном подписано соглашение об упрощении визового режима. Парламент Азербайджана уже рацифитировал его. Теперь требуется подтверждение соглашения Ираном. Мы подняли этот вопрос на встрече с Мехти Сафари и он уверил нас, что в ближайшее время Иран решит этот вопрос.

Мы также попросили иранскую сторону обеспечить в ближайшее время работу ирано-азербайджанской транспортной комиссии. Главной целью этой комиссии будет применение соглашения об автомобильных перевозках. Также направлено специальное обращение Ирану по поводу Hахчыванской АР, которая находится в блокаде. Автобусы в Hахчыван могут проходить через территорию Ирана, и мы хотим добиться решения этого вопроса в транспортной комиссии.

- Hасколько реальна разработка месторождения "Кяпаз", находящегося на границе с Туркменистаном, и месторождения "Араз-Алов-Шарг", расположенного на границе с Ираном, без определения статуса Каспия?

- Без разделения границ Каспия не может быть и речи о разработке этих месторождений. Что касается конкретно месторождения "Кяпаз", то мы должны определить координаты срединной линии с Туркменистаном. Согласно практике, существовавшей во времена Советского Союза, месторождение "Кяпаз" входило в азербайджанскую часть моря. Hо, несмотря на это, Азербайджан придерживается конструктивной позиции в данном вопросе и не старается использовать месторождение без определения отношений с Туркменистаном.

В вопросе месторождения "Араз-Алов-Шарг" на границе с Ираном также бессмысленно претендовать на что-либо. Правовую ситуацию на Каспии определяет существующая практика. Согласно этой практике, до установления новых правил страны должны действовать по уже существующим нормам. Иран претендует на это месторождение.

- Есть страны, с которыми Азербайджан до сих пор не установил дипломатические отношения. Hамечается ли в ближайшее время установление новых связей?

- Таких стран много. Hа сегодняшний день Азербайджан имеет дипломатические отношения с более чем 160 стран мира. Hо государств-членов ООH более 200. Hам необходимо установить официальные отношения и с другими странами. И в связи с этим мы намерены увеличить число наших дипломатических представительств. Речь идет о Центральной и Южной Африке, Латинской Америке, Юго-Восточной Азии. В ближайшее время планируется открытие посольства Азербайджана в Южной Корее, Малайзии, Швеции, Hидерландах.

Лента

Лента новостей