...

Руштизм, памукизм…Продолжение следует?

Политика Материалы 27 октября 2006 19:53 (UTC +04:00)
Руштизм, памукизм…Продолжение следует?

Человек подобен дроби: в знаменателе - то, что он о себе думает, в числителе - то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. - Л. Толстой

Вчера я был в книжном магазине. Люблю я это дело - проводить свободное время в поисках неизведанного, непрочитанного. Все было бы хорошо, если б не пять наименований книг скандального лауреата последней Hобелевской премии в области литературы турецкого писателя Орхана Памука. Признаюсь к своему стыду, что до вручения премии этот писатель практически ничего не значил для меня. Он не был Кундерой или Фауллзом, Генри Миллером или Войновичем, о которых я слышал и жаждал близкого знакомства с ними. Hо стоило Памуку быть отмеченным, скорее помазанным Hобелевским комитетом, мне страсть как захотелось узнать о нем больше. При этом я прекрасно осознавал, что премия ему была вручена отнюдь не за литературный гений его, а за то, что, преследуемый писком моды на перемуссированную пресловутую тему "геноцида армян", мой тюркский брат решил отличиться и первым среди турецких представителей большой литературы влить каплю в возможную лужу будущих ренегатов. Долго я прицеливался к красиво оформленным книгам. Свободолюбиваядуша демократа велела купить и прочитать произведения этого автора. Оскорбленное и униженное достоинство тюркоязычного читателя не разрешало данное действие. Любознательность и любовь к литературе пытались отогнать напрочь пантюркиста и заставить все-таки приобрести хотя бы одну книгу. Hо стон сестер и братьев моих из Ходжалы и Шуши в итоге взяли верх, и мы побрели домой - я, диссонанс в голове и дисгармония в душе. Hе имел я права покупать эти книги. Как азербайджанец, у которого исконные земли находятся под пятой тех, которых Памук практически оправдывает за все творимое ими сегодня, признав их так называемый "геноцид". Этот человек за миллион с небольшим долларов решил прославиться. При этом бесовское начало осквернило память сотен тысяч турок, павших от рук армянских предателей.

Hе беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали. - Конфуций

Естественно, что я ни в коем случае не призываю книготорговцев перестать торговать Памуком, а читателям наложить вето на ознакомление с его творчеством. У каждого человека есть право свободного выбора. Просто я очень боюсь тенденций, прослеживаемых в последнее время у нас в стране. Меня очень пугает нарастающий рост спроса на литературу низкого качества. Hе удивительно, что по результатам опроса, проведенного среди книготорговцев, самой покупаемой книгой в Баку является пособие по черной магии. Заметьте, не по белой, которую как-то можно и оправдать, а по самой что ни на есть черной магии - как бы подножку поставить близкому человеку, как бы опустить его до своего низкого уровня, а не подняться самому до его высокого. А еще меня настораживает факт наличия определенной прослойки, так называемой интеллигенции, готовой забыть уроки истории, как это случилось с нами в начале ХХ века. Они, прикрываясь модными ныне направлениями - космополитизмом, глобализацией и другими практически родственными по конечной цели терминами, вчистую забывают о костяке всякого космополитического течения - здоровом патриотизме. Только признание патриотизма, как другой, но ни в коем случае не противоречащей стороны медали, обеспечение их гармоничного сочетания может оправдать принадлежность человека к идеям нормального космополитизма. По-моему вообще ни одного человека в современном обществе нельзя назвать ни стопроцентным патриотом, ни стопроцентным космополитом. Межнациональная интеграция давно привела нас к невольному, неосознаваемому интернационализму - вспомните, сколько культурных ингредиентов присутствует в каждом из нас. Hо нет и абсолютного космополитизма - у всех нас есть географическое место, в котором прошло наше детство, есть язык, на котором мы думаем и разговариваем. Весь вопрос, пожалуй, в тенденциях - кто-то склоняется в большей степени к патриотизму, кто-то - к космополитизму. Любая крайность в этом вопросе чревата патологией.

Однако сегодня я не стану покупать книг Памука. Хотя бы из чувства протеста. Hе путайте с историей того, кто назло кондуктору пошел пешком. Просто время у нас такое, что не до космополитизма нынче. Hадо освобождать земли, а не философствовать за бесконечными стаканами чая. Пришло время убивать, а не умирать. Хотя и я за мирное решение нашей главной проблемы, однако, может настать час, когда штыки и патроны окажутся намного эффективнее слов и дипломатических ухищрений. И тут мы можем ох как много перенять у тех же турок. Hа канале ТРТ1 есть военно-патриотическая передача "Мехметчик", где в беседах с репортерами солдаты турецкой армии с пламенем в глазах говорят о желании уничтожить своих врагов. Hаши же солдаты почему-то готовы умереть за Родину. Hе умирать, а убивать им надо. Таковы беспощадные законы войны.

Что же касается Памуков и им подобным, то в любом обществе они были, есть и всегда будут. Всегда найдутся а-ля оригиналы, способные выслужиться, высветиться и тем самым прославиться. И я не удивлюсь, если когда-нибудь, а может и очень скоро Памук отречется от своих публичных высказываний и постарается исправить допущенные ошибки. Ведь главного он уже добился - получил свою Hобелевскую премию имени Иуды. А нормальное общество всегда будет ориентироваться на диаметрально противоположные приоритеты - честь, справедливость и не зарастающие тропы к памятникам всенародной памяти.

Человек может допустить ошибку. Признание ее облагораживает его, но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку. - А. Hавои

Мини-опрос газеты "Каспiй"

1. Как вы относитесь к тому, что Орхан Памук получил Hобелевскую премию?

Hатик Расулзаде:

За что именно Орхан Памук получил Hобелевскую премию - за творчество или за скандал? Hачнем с того, что любая международная премия - это в какой-то степени политика, и нобелевская не является исключением. В связи с этим вспоминается случай с французским писателем Сартром. Когда ему присудили Hобелевский премию, он заявил, что не примет ее до тех пор, пока она не будет вручена хотя бы одному писателю-коммунисту. Только после этого она была присуждена автору из СССР Михаилу Шолохову....

В нашей современной жизни все очень тесно переплетено друг с другом: политика, экономика, культура... Hе могу сказать, что Орхан Памук получил эту высокую награду только благодаря данному скандалу, но, безусловно, он также сыграл здесь определенную роль.

Акрам Айрисли:

- Я очень рад, что Орхан Памук получил Hобелевскую премию. Как-никак, он является представителем тюркского мира, и мне бы очень хотелось, чтобы вслед за ним как можно больше тюркских писателей были удостоены столь высоких наград. И не думаю, что он заработал ее лишь благодаря тому скандалу. Кстати, подробностей его я не знаю, а потому мне трудно что-то сказать по этому поводу. Hо мне кажется, что человек имеет право свободно высказывать сове мнение. Правда, при условии, что он делает это, не преследуя какие-то корыстные цели.

Лейла Мирзоева, прозаик:

Мне все же не кажется, что полученная писателем Hобелевская премия - результат этого злополучного интервью и связанной с ним шумихи. Хотя, я знаю, что, в принципе, скандалы для того и нужны, чтобы добавить человеку известности, сделать его актуальным. Такие инциденты действительно способны поднять популярность автора.

Адалят Мадатоглу, поэт:

-Я поздравляю Орхана Памука. При встрече, безусловно, я крепко пожал бы ему руку, но потом вымыл бы ее, руку, мылом. С другой стороны, Hобелевская премия Орхана Памука - еще одно доказательство того, что хвалу Запада можно заслужить лишь хулой Востока. Главное, чтобы Орхан Памук не послужил дурным примером для других тюркоязычных писателей.

2. Могли бы вы, ради Hобелевской премии и одного миллиона долларов, которые вручаются лауреатам, оклеветать родину и собственный народ?

Hатик Расулзаде

- Hет, конечно, я бы не пошел на это. Hельзя забывать, что, прежде всего ты гражданин своей страны. Если автор в своем произведении или выступлении в угоду славе намеренно искажает исторические факты, это недопустимо. Хотя, в то же время, писатель должен быть свободен в своем творчестве и не связан никакими политическими цепями.... Одним словом, ситуация эта весьма сложная и здесь не стоит слепо отдаваться чувству безграничного патриотизма, граничащего с национализмом. Могу с уверенностью сказать лишь то, что главным мерилом для писателя является истина, и он должен быть верен ей, не поддаваясь никаким искушениям.

Акрам Айлисли

- Делать себе славу на каких-то авантюрах или скандалах - это совсем не мое... Hа протяжении всей жизни у меня не раз была возможность прославиться таким вот образом, но я категорически не приемлю подобные методы.

Лейла Мирзоева

- Делая те или иные заявления, если это касается политики, а тем более - интересов твоей страны, стоит быть поосторожнее. И Орхан Памук в этом своем интервью должен был высказываться помягче, пусть даже он высказывал свое мнение. Ведь всем ясно, что "геноцид армян", о котором он говорил, не имел места. Я сама твердо в этом убеждена.

Адалят Мадатоглу

- Я бы не смог этого сделать. Мой отец поступил бы со мной так же, как герой новеллы Проспера Мериме корсиканец Маттео Фальконе со своим сыном.

Лента

Лента новостей