...

Это – мы!

Политика Материалы 10 февраля 2007 11:00 (UTC +04:00)
Это – мы!

Репродукция (от ре... и лат. produco - произвожу), 1) воспроизведение и размножение изображений (рисунков, чертежей, картин, фотоснимков, документов и т.п.). Выполняется фотографическим или полиграфическим способами 2) Воспроизведённый посредством печати рисунок, картина или фотографический снимок.

Четвертого февраля у близкого друга был день рожденья. Лучшим подарком для него я счел книгу, которая в советские времена таковым и считалась. После продолжительных раздумий решил приобрести альбом репродукций какого-нибудь выдающегося художника. Желательно эпохи Возрождения в надежде на возрождение практически исчезнувшей азербайджанской культуры, но вовсе не повышения культурного уровня друга, ибо с этим делом у него все и так обстоит нормально. Короче, отправился с целью приобретения необходимого подарка в некогда знаменитый книжный магазин "Академкнига", что напротив здания Президиума Академии наук, которая сегодня достаточно не понятно для меня переименована в Национальную Академию. Что же получается - кроме азербайджанцев там никто не работает или все придуманное в стенах академических институтов есть только национальное достояние? Чем не угодило старое название? Я даже слышал, что хотят снять с фасада этого красивейшего здания буквы старой кириллицы с русскими буквами "я" и "й", которыми было обозначено название Президиума Академии наук образца 50-х годов ХХ столетия, не понимая и не признавая того, что именно на те времена пришелся расцвет нашей науки и нельзя стирать хотя бы с фасада "Исмаилии" память всенародную. Да бог с ними, это не самое главное, быть может, на сегодня. Куда важнее видимо так называемые реформы в экономике, выражающиеся в трехкратном увеличении цен на энергоносители, приведшие к тому, что пенсионеры не только сидят по вечерам при выключенных электрических лампочках, но и телевизор не смотрят в целях экономии. Итак, я вошел в магазин и спросил у молодого человека, стоявшего за прилавком первой же секции, встречающей потенциальных покупателей. На мой вопрос: "Где можно приобрести альбом репродукций?" продавец секунд десять смотрел на меня, как на новые ворота и вежливо "перепасовал" меня на соседнюю секцию, где восседали две дородные дамы лет 50-55-ти с мохеровыми пледами вокруг некогда имевшейся талии. Если б я зашел внутрь секции, то наверняка увидел рядом с ними электрические плитки, служащие одновременно и как отопительные аппараты, и агрегат для кипячения воды и подогрева долмы во время обеденного перерыва. Тот же самый вопрос про репродукции я задал каждой из них, поочередно перескакивая взглядом при произнесении слов. И если молодой человек из первой секции, увидев во мне стальные ворота будущей эфемерной загородной дачи, кроме незнания предмета выражал глазами и признаки невольного извинения перед клиентом, то дамочки были уверены, что я решил кровно их оскорбить, выговорив доселе неизвестное им слово - репродукция. Глаза их налились кровью, как у бычка, измотанного тореадором. Еще бы немного и я был бы ответно ими оскорблен выражением типа: "Репродукция твоя мать и весь твой род - иди прочь и ноги твоей чтоб не было" и т.д...
Лет тридцать тому назад, в жаркую летнюю Бакинскую ночь, когда кондиционеров в квартирах практически не было и горожане, особенно старых кварталов, искали спасение на улице, я был свидетелем подобного сюжета. Слегка подвыпивший сосед мой, известный в республике скульптор, ныне покойный Тофик Гусейнов, собрал вокруг себя пацанов с улицы и рассказывал им веселые байки. Духота была невыносимая, и мы были готовы слушать его до утра или до первого дуновения спасительного Хазри. Мы даже не заметили, что к нам присоединился уважаемый в квартале так называемый архитектор (почему так называемый - скоро станет ясно) Ромик. Однако Тофик не смутился и выпалил, что он еще издалека узнал Ромика по силуэту. На эти слова Ромик очень сильно обиделся и сказал он Тофику: "Тебе повезло, что ты не один и пьян. Поговорим с тобой утром, если ты мужик". Тофик в недоумении: "А что я сказал тебе обидного?" - "Как что - я прекрасно знаю, что такое силуэт. Ты сам, твой отец и весь твой род и есть силуэты. Утром выяснится, кто силуэт, а кто мужчина"...

Тогда, в счастливые годы середины "застоя" это вызвало у меня смех да и только. Потому, что таких, как лжеархитектор Ромик было очень мало. Да и выяснилось впоследствии, что никакой он не архитектор и отношения к этой профессии он не имел. Просто решил когда-то подтянуться к сверстникам обманным способом и представился архитектором. Ведь в те времена в почете были не юристы-аферисты и не экономисты-незнайки, которыми сегодня кишит наше общество. Тогда инженеры правили балом. Настоящие врачи и педагоги с большой буквы, а не доктора-коновалы и учителя-взяточники составляли остов интеллигенции. Сегодня, когда в магазине "Академкнига" не знают про репродукции, меня охватывает страх. Я ни в коем случае не обвиняю того молодого человека из первой секции и теток из второй в том, что они не образованы достаточно для того, чтобы разбираться во всей этой полиграфической ереси. Я не удивлюсь, если и процентов 50 так называемой новой интеллигенции сегодня окажутся также в положении созерцателей вышеназванного элемента дачного участка. Потому, что в сегодняшнем обществе нет спроса на репродукции. Нет спроса на музеи и художественные галереи. Что есть сегодня художественная галерея - место тусовки не самых лучших светских львиц и изголодавшихся старых художников в надежде бесплатно поесть и выпить на презентационных банкетах. Я поинтересовался у смотрителей некоторых музеев города на предмет посещаемости. Ответ был удручающий - 10 посетителей в лучшем случае за день. И то, 8 из них иностранцы. Кто сегодня посещает классические концерты наиболее известных гастролеров из-за рубежа - та же тусовка, заправленная олигархами и министрами, если на концерте присутствует президент республики или первая леди. Я нередко был свидетелем сладко спящих министров и их супруг на концертах в Филармонии или спектаклях в Оперном театре. А настоящие ценители и любители музыки, педагоги и учащиеся музыкальных школ и консерватории, для которых цена на спектакль или концерт равна месячной зарплате, а иногда и выше не могут попасть на концерт вожделенного ими исполнителя. И это - мы. Просто мы сегодня такие.

А на кого сегодня есть спрос? А хотя бы на Кямрана Гасанлы. Стоило ему расстаться с новым руководством телеканала "Спейс", за что лично я премного благодарен В.Мустафаеву, так он стал еще более популярен и был приглашен на другой канал. Его передачи стали еще дольше и глупее. Но популярность его растет. Парадокс - да. Но - это мы. Значит, он нужен кому-то. Да не кому-то, а очень большому слою сегодняшнего общества. А интересно, появился бы у нас в стране шоу-мен ну хотя бы уровня А.Малахова - был бы он так популярен в Азербайджане? Думаю, что нет. Или такой, как И.Ургант - тоже нет. Нет у нас потребности сегодня на интеллектуальное шоу. На умный и грамотный разговор. На остроумие и иронию. На сатиру и разящий намертво сарказм. Не нужно нам и грамотное художественное слово. Представьте, что с экранов телевизоров с нами говорил бы об искусстве или о великих поэтах или писателях искусствовед, мастер художественного слова уровня незабвенного И.Андронникова. Я уверяю вас, что через две передачи этот ведущий исчез бы с экранов ввиду резкого падения рейтинга данного телеканала. А потому, что спроса нет на такого рода людей. Ведь это - мы!
Мы терпеливый и сострадательный народ. Мы прощаем все и всех. Мы не придаем значения грубейшим ошибкам дикторов телевидения, когда они не могут выговорить элементарно названия стран и городов. Мы прощаем "поэтов-мейханистов", когда они выливают в наши уши низкопробное народное творчество, место которому именно в мейхане, а не в студии телевидения. Мы прощаем безвкусицу в эстраде и платим за эту же музыкальную и этическую деградацию на свадьбах бешеные деньги, забывая при этом, что на эти деньги можно было прокормить несколько десятков своих же ближайших родственников, оставшихся без средства на существование. Те же самые нувориши, большинство которых вышли из сел и деревень, "спонсируют" многих девиц из шоу-бизнеса. Они им обходятся достаточно дорого в нашем понимании. Вспоминают ли они хотя иногда о своих односельчанах? Строят для них что-нибудь и как-нибудь? Посылают ли в родную сторону машину с мукой или другим продовольствием? Не думаю. Зато как они пекутся о родственниках певичек, обеспечивая их квартирами и дорогими иномарками. А все объясняется просто - на певичек есть спрос, а на односельчан и родственников - нет. Мы заполоняем эфирную сетку наших телеканалов пустыми и малокультурными программами и одновременно прекращаем вещание российского телевидения, в котором есть хотя бы такой великий телеканал, как "Культура" или высококлассные передачи Первого канала, как "Что? Где? Когда?", "Времена" и т.д. Мы начинаем вещание московских каналов с 9-00, забывая, что в 8-00 по воскресеньям выходит в эфир быть может лучшая образовательная программа в мире для детей и юношества "Умники и умницы". Забываем или специально это делаем? Скажу откровенно - специально, чтобы народ не видел эти передачи и довольствовался ересью и пустозвонством из уст ведущих местного розлива. Ведь это - мы!

Сегодня мы переживаем очень опасные и тревожные времена, когда в наших руках судьба будущего поколения. Мы обязаны сделать все, чтобы наши дети были далеки от негатива. Мы и только мы должны очистить культуру и нравственность от пыли и грязи. При необходимости вырезать опухоли на теле нашего искусства. Не допустить захвата пустот в душах молодых людей, образовавшихся в результате нерадивости руководителей образования и культуры опиумом религиозного фанатизма и невежества. Мы и только мы обязаны возродить лучшие традиции азербайджанской культуры и науки. Добиться того, чтобы при произнесении фразы "Это - мы!" в нее вкладывалась гордость за нас, а не стыд и сожаление.

Искендер Шекинский
газета Каспий

Лента

Лента новостей