...

Рулетка иракского нефтяного тендера

Бизнес Материалы 3 июля 2008 15:25 (UTC +04:00)

Мария Аппакова, политический обозреватель РИА Новости

Иракское правительство открывает шесть нефтяных и два газовых месторождения для совместной разработки с иностранными компаниями. Контракты планируется заключить в июне 2009 года, заявки на участие в тендере будут приниматься до марта. К конкурсу допущено 35 компаний, среди них две российских - "Лукойл" и "Газпром нефть". Однако есть ли у них шанс выиграть тендер?

Наивно было бы считать борьбу за нефтяные контракты, как и любые другие крупные деловые сделки, честной игрой. Ситуация вокруг иракских нефтяных  контрактов, ко всему прочему, еще  более запутана, и более привязана к политике, чем многие другие подобные истории.

Сомнения в хотя бы видимости вынесения объективного решения существуют с самого начала. Уже сейчас иракское правительство ведет переговоры с рядом "нефтяных тяжеловесов" о заключении краткосрочных контрактов на оказание технического и консультационного содействия по разработке месторождений. Кто эти счастливчики - пока официально не объявлено, хотя все, кто хоть немного понимает в нефти и в Ираке знают, что  это Exxon Mobil, Shell, BP, Total и Chevron, и именно они будут иметь приоритет при заключении долгосрочных соглашений. Представители трех из этих компаний уже подтвердили, что действительно намерены в ближайшее время заключить консультационные контракты с иракским правительством. 

Даже американские  СМИ обвиняют Вашингтон в давлении на Багдад при определении тех, кого будут допускать к "нефтяным полям". "Нью-Йорк Таймс" констатировала, что крупнейшие "куски" получают только западные корпорации, а "имеющие опыт работ в Ираке и рассчитывавшие на подряды по разработке (нефти) компании из России, например, все еще стоят у ворот".

Представители администрации США отвергают все обвинения,  утверждая, что американские эксперты, работающие в министерстве нефти Ирака в качестве консультантов, непричастны к  готовящимся сделкам. Со своей стороны клянется в своей непредвзятости и иракское руководство. Но поверить в это трудно, также как и в то, что одной из целей войны в Ираке не было стремление США и Великобритании обрести контроль над иракской нефтью.

Министр нефти Ирака Хусейн аш-Шахристани утверджает, что американцы и британцы получают заказы на консультационные и технические услуги исключительно потому, то в стране еще не принят закон  о распределении доходов от нефти, а отрасль надо поднимать. Мол, как только закон примут, все будет честно и справедливо. Даже в самом Ираке это мало кого убеждает. Особенно курдов. 

Так министр национальных ресурсов  курдского регионального правительства  Ашти  Хорами (Ashti Hawrami) задает риторический вопрос - с каких пор ведущие мировые компании начали довольствоваться только ролью консультантов? Хорами утверждает, что курды вряд ли  одобрят уже заключенные контракты.

Напомним, что между курдами и шиитским большинством уже несколько лет идет спор о перераспределении нефтяных доходов. С 2004 года курды, не дожидаясь общеиракского закона, начали самостоятельно привлекать иностранные компании к разработке месторождений, находящихся на их территории. Багдад называет это незаконными и не допускает компании, пришедшие в Иракский Курдистан, к объявленному им конкурсу. Претензии центрального иракского правительства к курдам понятны - ведь будущий доход пойдет мимо его кармана. Кроме того, курды никак не договорятся с Багдадом о том, как будут управляться нефтяные месторождения, которые  в будущем могут быть обнаружены в приграничной территории между Иракским Курдистаном и остальной частью Ирака. И самое главное - кто будет получать от них доходы. Спор грозит быть не решенным еще долго, хотя президент Ирака Джаляль Талабани, кстати, представляющий курдскую общину, обещает, что до конца года нефтяной закон будет принят. Цена вопроса велика - пока курды и шииты не договорятся, никакие долгосрочные контракты по работе иностранных компаний в нефтяной сфере не могут быть подписаны.  

Вообще все вложения в нефтяную отрасль Ирака уже давно напоминают игру в рулетку - то Саддам Хусейн отменяет заключенные договора на разработку месторождений из-за того, что компании не хотят нарушать международные санкции. Наиболее громкая история  - контракт "Лукойла" на разработку месторождения Западная Курна-2. То новое иракское правительство отменяет все договора, подписанные во времена Саддама. Более того, на ряд компаний (правда не только нефтяных) сейчас подается иск за то, что они давали взятки Саддаму ради заключения контракта в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие". Среди этих компаний, кстати, оказался и нефтяной гигант  Chevron, который одновременно СМИ называют среди основных претендентов на заключение краткосрочных и в перспективе долгосрочных контрактов с Багдадом. И это один из парадоксов иракской ситуации  -  быть одновременно и обвиняемым и фаворитом.

Однако, несмотря на все риски и неопределенность ситуации, иностранные компании, в том числе и российские, готовы рискнуть, и предыдущий горький опыт их не останавливает. Неучастие в иракском соревновании - это однозначный проигрыш. Кроме того, иракские нефтяные богатства не ограничиваются уже открытыми к конкурсу месторождениями, в частности Западная Курна-2 в этот список не вошла. Добавим также, что многие российские компании готовы сотрудничать в Ираке с западными и заключать с ними субподряды на отдельные этапы работ. Здесь с россиянами мало кто сможет конкурировать. Так что пусть реальная ситуация объективно складывается выгодно для Запада - с тем, что Вашингтон играет первую скрипку в Ираке не поспоришь, шанс для россиян есть. Иракская рулетка только запускается.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции агентства Trend

Лента

Лента новостей