Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости
Крупнейший мировой автопроизводитель, японская Toyota, 23 июня назначила новым президентом компании Акидо Тоёду, внука основателя компании. Ему достается тяжелое наследство. На фоне обвала мирового автопрома Toyota понесет крупнейшие убытки за всю свою историю, начавшуюся в 1937 году. При этом никто не даст твердой гарантии, что новому шефу Toyota удастся выправить ситуацию. Причина в том, что он, скорее всего, не решится на крутые изменения.
Из-за глобального экономического кризиса, который катастрофически сказался на продажах автомобилей во всем мире, коэффициент загрузки сборочных заводов Toyota резко упал. Ситуация усугубляется тем, что половину своих автомобилей Toyota собирает в Японии, а одним из главнейших рынков для Toyota остается американский.
Но японская иена выросла по отношению к доллару, что сделало экспорт машин, произведенных в Японии, в США менее прибыльным. Вдобавок общий объем продаж на американском авторынке с начала этого года упал почти на 40%. Если в прошлом году в США было продано около 16 млн автомобилей, то в 2009 году, по прогнозам, будет реализовано только 10 млн машин.
Американские конкуренты Toyota - General Motors и Chrysler - уже пошли на радикальные меры. Чтобы выжить, они добровольно объявили себя банкротами и приступили к закрытию заводов, массовым увольнениям персонала и сокращению дилерских сетей.
В Toyota же все обстоит по-другому. Хотя новый президент Тоёда достаточно молод по японским меркам для главы компании - ему 53 года - и вместе с ним к руководству компании придет новая команда топ-менеджеров, он вряд ли откажется от тех правил игры, благодаря которым Toyota была образцом менеджмента в течение десятилетий.
В отличие от американских конкурентов, в Toyota заявляют, что планируют пережить мировой экономический кризис, не сокращая своих производственных мощностей. В пользу подобной стратегии выдвигается аргумент, что спрос на автомобили во всем мире, в конце концов, восстановится.
Отвергая радикальную реструктуризацию по западному образцу, японская компания, известная как очень бережливый хозяин, решила заняться своим любимым делом - попытаться сократить издержки еще сильнее. По ее расчетам, она может быть прибыльной даже в том случае, если будет загружать только 70% своих мощностей. Простаивающие же рабочие в образовавшееся свободное время будут повышать свою квалификацию.
Автомобильные эксперты считают, что для снижения ожидаемых самой Toyota в этом финансовом году, который заканчивается в марте 2010 года, рекордных убытков в 850 млрд иен ($8,8 млрд) нужны более решительные меры. Но это невозможно из-за корпоративной культуры Toyota. В этой компании привыкли строить только среднесрочные планы и не пойдут на быстрые болезненные решения, даже если они сулят успех.
Резко сократить убытки в условиях кризиса можно только отсечением ненужных частей компании. По мнению экспертов, V-образный выход из кризиса для Toyota вполне возможен, если компания разом избавится от избыточных мощностей и персонала. Эффект от подобных мер для Toyota мог бы составить до 1 трлн иен. Но ведущий мировой автопроизводитель не пойдет на это. Не потому, что не может, а потому что не хочет.
Новый президент Toyota Тоёда заявил, что он намерен вернуть свою компанию обратно к основам. Это критика стремительной экспансии, которую проводила Toyota в последнее десятилетие и которая теперь считается в компании одной из основных причин ее нынешних неудач.
Вместе с тем очевидно, что эти слова нового президента Toyota означают, что он не пойдет на сокращение производственных мощностей в Японии. При долларе, стоящем менее 100 иен, это приведет к тому, что Toyota нескоро выйдет на прежний уровень прибыли, даже если американский авторынок вдруг мгновенно оживет.
Давление же со стороны конкурентов будет только усиливаться. Так, корейский Hyundai, в отличие от Toyota, сейчас стал получать большую прибыль, а его машины стали более привлекательны по цене из-за падения курса вона.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции информационного агентства Trend