Как уже сообщалось, 21 декабря Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев дал интервью российскому телеканалу "Вести". АзерТАдж предлагает вниманию читателей текст этого интервью.
- Господин Президент, подходит к концу 2009 год. Какие события стали ключевыми, главными для Азербайджана?
- 2009 год был непростым. Все страны в той или иной степени испытали на себе последствия глобального финансового кризиса. В том числе и Азербайджан. В нашем случае нам удалось выйти из этого сложного состояния с минимальными потерями. Экономика в целом развивалась динамично. Рост экономики за 2009 год составил более 9 процентов, что в условиях финансового кризиса, я считаю, является очень хорошим показателем. Промышленное производство также выросло примерно на 9 процентов. Инфляция составила менее 2 процентов. Доходы населения значительно выше. То есть основные социально-экономические показатели года свидетельствуют о том, что Азербайджан продолжал успешно развиваться.
Не первый год мы демонстрируем такой бурный рост. За 2004-2008 годы экономика в целом выросла в 2,6 раза. Нам удалось решить основные инфраструктурные проекты. Все социальные программы были выполнены. Несмотря на то, что наша экономика в определенной степени зависит от энергоресурсов и цена на нефть в этом году значительно упала, все социальные программы мы осуществили. Таким образом, завершаем год также с хорошим настроением и с оптимизмом смотрим в будущее, потому что предстоит еще многое сделать, чтобы полностью модернизировать страну.
- В чем же секрет успеха тогда? Нефть действительно дешевела.
- Знаете, я думаю все-таки в том, что нам удалось диверсифицировать экономику и осуществить очень серьезные экономические реформы за достаточно короткий отрезок времени. Не случайно, ведущие международные финансовые институты отмечают в этом плане наши достижения. У страны очень устойчивый международный рейтинг, все рейтинговые агентства очень высоко оценивают наши достижения. В 2008 году Всемирный банк в программе ведения бизнеса определил Азербайджану первое место в мире. Это показатель того, что нам удалось в значительной степени либерализировать нашу экономику, создать хорошие условия для частного сектора.
В сельском хозяйстве достигнуты большие успехи. Собраны рекордные урожаи сельскохозяйственной продукции. Также у нас нет проблем и с экспортом. Все направления для нас открыты. Поэтому, я думаю, главная причина того, что даже в кризисный год мы успешно развивались, в этом.
- Кроме развития нефтегазовой отрасли, какие сферы являются для вас сейчас приоритетными, и что удается развивать, когда Вы говорите о диверсификации экономики?
- В первую очередь, мы всегда основывались на наших природных и сырьевых ресурсах, а также на доступе к рынкам соседних государств. Поэтому сельское хозяйство является одним из приоритетов. Мы по существу в этом году практически полностью обеспечиваем себя внутренним производством основных продуктов питания, чего не было никогда.
Другая важная сфера - это информационно-коммуникационные технологии. Мы очень активно продвинулись в этом плане и через два года планируем запустить первый искусственный спутник. То есть, создаем космическую индустрию, и в этом плане рейтинг Азербайджана в мире также неуклонно растет. Проекты, связанные с инфраструктурой, позволяют нам создать очень мощную транспортную базу. Наша география, конечно же, очень выигрышная, но без серьезных инвестиций в транспорт она мало чего значит. Поэтому строительство магистральных дорог, ремонт железнодорожных путей, укрепление базы Каспийской флотилии и создание танкерного флота, авиаперевозки - все это создало прекрасные условия для транзита. Мы сегодня стали транзитерами больших грузов, которые транспортируются из Азии в Европу и в обратном направлении, и в будущем это, конечно же, будет помогать нам больше диверсифицировать экономику и больше зарабатывать.
- У Азербайджана самый сильный танкерный флот из всех каспийских государств, нужно отметить.
- Да, кстати, должен сказать, что за последние несколько лет мы закупили 8 самых больших танкеров, которые могут работать на Каспии - 13-тысячников. И это тоже хороший элемент сотрудничества между нашими странами, потому что мы закупаем их у российских предприятий. Сегодня танкерный флот, который мы имеем, способен транспортировать как минимум 20 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов на Каспии, что намного превышает сегодняшний объем.
- В перспективе это может быть даже альтернативой трубопроводной системе?
- Ну, в общем-то, конечно, да. Может быть. Естественно. Хотя мы все свои трубопроводы построили. В строительстве новых трубопроводов Азербайджан не нуждается, так как что касается транспортировки нефти, то есть три трубопровода в разных направлениях. Транспортировка газа осуществляется посредством четырех трубопроводов, которые связывают нас со всеми соседними странами. Поэтому дальнейшая трубопроводная политика в регионе будет, наверное, в большей степени определяться теми, кому это больше нужно.
Мы самодостаточное государство, мы полностью реализовали свой энергетический потенциал, и существующих трубопроводов для нас достаточно.
- То есть дальше вы планируете ограничиться транзитом и поддержкой таких глобальных проектов как Набукко?
- Ну, если в этом будет необходимость.
- Как Вы сейчас ее оцениваете?
- Трудно сказать, очень много заявлений. Очень много политических спекуляций вокруг этого и других, кстати, проектов. Но очень мало действий. Мы, естественно, заинтересованы в дальнейшей диверсификации наших поставок. Потому что сегодня наши газовые поставки ограничены регионом, а с учетом нашего огромного потенциала - доказанные минимальные резервы газа в Азербайджане составляют 2 триллиона кубометров, а реальные - где-то 5 триллионов, - конечно же, выход на новые рынки сбыта для любой страны - это привлекательный момент.
- В чем Вы здесь видите возможности для развития отношений с Россией?
- В сфере энергетики наши отношения имеют уже достаточно большую историю и хорошие результаты. Через российскую территорию мы транспортируем нефть по нефтепроводу Баку-Новороссийск уже многие годы, и должен сказать, что в этом году объем транспортировки был значительно увеличен. Мы этим довольны и рассчитываем в будущем также работать над увеличением поставок по этому направлению. Мы активно сотрудничаем в сфере электроэнергетики, и Азербайджан сейчас намного больше экспортирует электроэнергию в Россию, чем импортирует. В газовой сфере до 2007 года мы были покупателями российского газа, потому что у нас тогда не хватало собственных ресурсов. А с начала следующего года мы станем поставщиками.
В этом тоже есть и определенный символический смысл, а также это отражает характер отношений между нашими государствами. Когда газ нужен был нам, мы покупали, когда у нас появились экспортные возможности, российская сторона предпочла пользоваться нашим газом для обеспечения своих южных регионов с тем, чтобы больше высвободить газа на экспорт. Естественно, это взаимовыгодный проект, и мы очень оперативно его осуществили. И вот буквально с начала следующего года начнутся поставки. Мы рассчитываем не ограничиваться теми объемами, которые были заявлены, потому что это все-таки первый год, и российская сторона, и мы должны как-то адаптироваться друг к другу в этом плане. Поэтому заявленные объемы были не очень большими. Но наш реальный потенциал позволит нам как минимум, если будет взаимная договоренность, увеличить то, что мы намечали, в 2 раза. Если российская сторона будет к этому готова, мы рассчитываем на увеличение. Для нас выход на российский рынок, наверное, так же важен, как и для российской стороны важно иметь доступ к азербайджанскому газу.
- Каковы возможности развития нефтепереработки? Ведь добыча - это все-таки еще сырьевая зависимость...
- Да, в этом плане нам, конечно, нужно работать для того, чтобы полностью модернизировать наши нефтеперерабатывающие заводы. У нас мощности достаточные. Перерабатывающие мощности в Азербайджане составляют порядка 20 миллионов тонн, а перерабатываем мы чуть более 6 миллионов. То есть мы предпочитаем транспортировать нефть в сыром виде, и экспорт нефти в этом году составит более 40 миллионов тонн. В следующем году он, наверное, приблизится к 50 миллионам. То есть тут у нас меньше трудностей, потому что нефть мы транспортируем по трем трубопроводам в разные направления. А с продуктами нефтепереработки больше сложностей в реализации.
- С 2010 года между Россией, Казахстаном и Беларусью начинает действовать единый таможенный союз с особыми правилами торговли. Заинтересован ли Азербайджан в создании такой зоны, участии в таком проекте, может быть, в едином экономическом пространстве - это уже следующий этап интеграции постсоветских стран?
- Вы знаете, что касается участия в различного рода объединениях, то мы всегда исходим из целесообразности. И, конечно же, опыт, который сейчас создается между тремя странами, должен быть изучен. Мы до сегодняшнего времени не участвовали и, в общем-то, не имеем намерения участвовать в органах, которые имеют наднациональный характер. Даже в рамках нашего участия в СНГ, которое достаточно эффективно и активно, мы не принимаем участия в наднациональных структурах. Поэтому этот опыт нужно изучить и после этого можно сделать вывод. Сегодняшний уровень развития нашей страны позволяет нам успешно развиваться и без серьезных объединительных процессов.
- Острая политическая тема, болезненная по-прежнему для Азербайджана - нагорно-карабахский конфликт. К счастью, этот год ознаменовался активным обсуждением. Состоялось несколько встреч между Вами и президентом Армении. Вам удалось сблизить позиции с Арменией?
- В каких-то вопросах позиции сближаются, в каких-то - нет. Поэтому я бы охарактеризовал этот год в плане урегулирования как позитивный, но менее позитивный, чем он мог бы быть. Потому что еще в 2008 году между президентами Армении и Азербайджана были проведены переговоры и подписана совместная декларация, в том числе и со стороны Российской Федерации, о путях урегулирования конфликта. И там все было четко определено, что конфликт должен быть урегулирован на основе принципов и норм международного права, решений и резолюций международных организаций. Какие это решения и резолюции? Естественно, это четыре резолюции Совета Безопасности ООН, которые требуют немедленного вывода армянских оккупационных сил с территории Азербайджана. Они не реализованы на протяжении уже почти двадцати лет. То есть это главное. Главное - это восстановление территориальной целостности Азербайджана, деоккупация наших земель и возможность для переселенцев и беженцев вернуться на свои земли. К сожалению, надежды на 2009 год не оправдались в том объеме, на который мы рассчитывали. Совместная декларация президентов России, Азербайджана и Армении это было, в общем-то, знаковым событием. Это было впервые после подписания соглашения о прекращении огня в 1994 году. То есть были надежды на то, что нам удастся в 2009 году решить вопрос, хотя бы согласовать базовые принципы. Но они не оправдались. И не по нашей вине. На 2010 год существует определенный оптимизм, связанный с тем, что тема карабахского урегулирования стала одной из центральных в международной повестке дня. Стало ясно многим, тем, кто, может быть, не до конца это понимал, что без урегулирования армяно-азербайджанского конфликта никакие другие региональные проблемы решить не удастся. То есть, это первопричина. Без ее устранения невозможно создание благоприятного климата в регионе, регионального сотрудничества, укрепление мер безопасности в регионе. А для того, чтобы урегулировать этот конфликт, Армении просто необходимо выполнить резолюции Совета Безопасности ООН, вывести оккупационные силы с оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха. И после этого могут установиться мир и сотрудничество в регионе.
Мы рассчитываем, что нам удастся согласовать основные позиции в 2010 году, но мы категорически против того, чтобы это превратилось в перманентный процесс переговоров. Переговоры ведутся с 1992 года, когда была создана Минская группа ОБСЕ. В 1994 году было заключено соглашение о прекращении огня. Прошло 15 лет, есть подвижки, но нет результата. Поэтому мы не можем допустить, чтобы этот процесс превратился в замороженный, именно в окончательном смысле этого слова. Он не должен повторить судьбу других конфликтов, которые длятся десятилетиями. Мы на это никогда не согласимся. Поэтому я считаю, что если с армянской стороны будет проявлен конструктивизм, а самое главное, здравый смысл, то мы в следующем году сможем продвинуться.
- Я предлагаю завершить нашу беседу мирной и оптимистичной темой. Я знаю, что самые популярные виды спорта в Азербайджане - это все виды борьбы, шахматы, ну, и футбол здесь тоже любят, как и в России, хотя и не всегда демонстрируют блестящие успехи, нужно сказать. В стране идет активная пропаганда здорового образа жизни и спорта. Достаточно сказать, что на 60 районов республики у вас уже построено 30 Олимпийских центров. С чем едете на Зимнюю олимпиаду в Ванкувер и как поддерживаете пропаганду спорта?
- Мы ездим на зимние игры, но больше по принципу - главное участие.
- Горные лыжи вряд ли будут?
- Да, но мы начали недавно строительство крупного международного горнолыжного курорта в двухстах километрах от Баку. Началось строительство подъемников, гостиниц, так что, я думаю, через год-полтора заниматься горными лыжами и развивать этот вид спорта в Азербайджане будет возможно. Но наши надежды, конечно, в основном связаны с летними играми. На прошлых Олимпийских играх мы выступили хорошо, завоевали семь медалей. В этом, 2009 году, у нас также появилось несколько чемпионов мира, Европы. Наша команда шахматистов завоевала первое место на европейском чемпионате. Это серьезный показатель, тем более, что все наши шахматисты - ребята молодые. Я, когда с ними встречался, сказал, что все вы сформировались в условиях независимости. Им где-то по 20-22 года. Конечно, очень большие достижения в борьбе. Мы стали первыми в командном зачете на чемпионате мира по борьбе. Это очень серьезное достижение. Очень много сильных борцов и в России, и в странах региона, и в других странах.
Спорт как пропаганда здорового образа жизни, как условие здоровья человека в Азербайджане является важным фактором нашей жизни. Вы отметили олимпийские комплексы. Это не случайно. Этот процесс мы начали достаточно давно, и сегодня эти комплексы стали базами для развития спорта в регионах. Я стараюсь сам тоже, по мере возможности, его пропагандировать.
- Господин Президент не планирует личным примером поддержать отечественный спорт?
- Я поддерживаю, как могу. Я с 1997 года являюсь президентом Национального Олимпийского Комитета Азербайджана. Я стараюсь своим отношением, а также примером здорового образа жизни...
- То есть Президента можно увидеть на лыжах, в кроссе?
- В принципе, конечно, можно. Но я это делаю в основном без присутствия камер.
- Благодарю Вас за это интервью, желаю Азербайджану и Вам лично успехов.
- Спасибо. Спасибо за ваши вопросы. Они позволили мне рассказать о нашей стране, об основных направлениях, о том, что сделано, что мы планируем сделать. Также хочу воспользоваться этой возможностью и пожелать всем гражданам России в новом году мира, благополучия, процветания. Уверен, что отношения между нашими странами в 2010 году и в будущих годах также будут успешно развиваться на благо наших стран и народов.