...

При цене Urals $80/бар. проблем ликвидности в банках стран-производителей нефти в СНГ не возникнет

Бизнес Материалы 30 июля 2012 21:08 (UTC +04:00)
До тех пор, пока баррель нефти сорта Urals будет стоить в районе 80 долларов, проблема ликвидности в банковских секторах стран-производителей нефти в СНГ, скорее всего, не возникнет, считает служба кредитных рейтингов Standard & Poor`s.
При цене Urals $80/бар. проблем ликвидности в банках стран-производителей нефти в СНГ не возникнет

Азербайджан, Баку, 30 июля / корр. Trend И.Халилова/

До тех пор, пока баррель нефти сорта Urals будет стоить в районе 80 долларов, проблема ликвидности в банковских секторах стран-производителей нефти в СНГ, скорее всего, не возникнет, считает служба кредитных рейтингов Standard & Poor`s.

В понедельник Standard & Poor's обнародовало отчет, в котором рассматривается зависимость банковских систем России и других стран СНГ от притока иностранных инвестиций и дается оценка рисков распространения проблем еврозоны на эти системы. К странам СНГ, рассматриваемым в отчете, относятся Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Украина и Узбекистан. Грузия в состав СНГ не входит с 2008 года, однако условно, в целях сравнения, эта страна также рассматривается в отчете.

"Любая продолжительная проблемная ситуация в еврозоне может способствовать возникновению глобального экономического спада, который, в свою очередь, может негативно повлиять на цену нефти или на национальные фондовые рынки. Недавнее падение цены нефти Urals в конце июня до 90 долл./барр. по сравнению со 120 долл./ барр. тремя месяцами ранее подтверждает это предположение", - считают эксперты S&P.

По их мнению, глобальный экономический спад может, помимо прочего, стать косвенной причиной повышения волатильности фондовых рынков, а также курсов некоторых национальных валют, например рубля .

"Кроме того, мы отмечаем, что ряд крупных банков в России и Казахстане используют рынки капитала как источник фондирования. Это означает, что растущее давление на экономику этих двух стран может осложнить доступ крупнейшим банковским группам к международным рынкам капитала", - говорится в отчете.

По данным S&P, с начала глобального финансового кризиса в 2008 году российские банки увеличили свои инвестиции в банковские сектора стран СНГ. Эти потоки, существовавшие и ранее, но приобретающие все большее значение, компенсируют стагнацию или даже сокращение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) со стороны западноевропейских банков.

"Мы полагаем, что внешние факторы, такие, как цены на нефть и другие сырьевые товары, будут оказывать большое влияние на устойчивость этих потоков ПИИ из России. До тех пор, пока цены на нефть марки Urals останутся на уровне или выше 80 долл. / барр. (мы считаем этот уровень высоким), часть средств, аккумулированных крупными российскими компаниями, будет по-прежнему перемещаться в банковский сектор, который получит огромную ресурсную базу, что в определенной степени может быть использовано для экспансии в соседние страны", - считают эксперты S&P.

Хорошим примером рынка, на котором российские банки укрепляют свои позиции, пользуясь ограниченным присутствием западноевропейских банков, а также масштабным делевериджем, проводимым крупными местными банками, является Казахстан. Ранее российские банки, в том числе Сбербанк (нет рейтинга S&P), Банк ВТБ и Альфа-Банк (ВВ/Позитивный/В), имели здесь очень небольшой бизнес по обслуживанию прежде всего, корпоративных клиентов. Активы казахстанской дочерней компании Сбербанка выросли с 98 миллиардов тенге (650 миллионов долларов) в 2008 году до 491 миллиарда тенге в 2011 году. Сейчас этот банк занимает 7-е место в стране по величине активов.

Российские банки используют свою ликвидность (которая намного выше, чем у казахстанских банков) для быстрого расширения своей рыночной доли в Казахстане. Их стратегия предусматривает предложение привлекательных ставок, как по вкладам, так и по кредитам в целях быстрого наращивания объемов бизнеса, и корректировку ставок с учетом практики конкурентов после достаточного укрепления рыночных позиций.

Украинские дочерние подразделения Сбербанка, Альфа-Банка и Банка ВТБ также быстро расширяют масштабы своих операций, пользуясь тем, что западноевропейские банки, дочерние компании которых потерпели значительные убытки после 2009 года, не проявляют особой активности в отношении роста на этом рынке.

С другой стороны, в Белоруссии российские банки исторически являются едва ли не единственными иностранными инвесторами в банковскую систему.

[В Азербайджане также присутствуют российские банки - Nikoil Bank (функционирует с 1997 года и является дочерним банком ООО "Уралсиб-Инвест" ), Банк ВТБ (с 2009 года) и "Россельхозбанк" (имеет представительство)].

Объем ПИИ, производимых российскими банками, достиг семи миллиардов долларов в 2011 году, что в четыре раза превышает показатель 2006 года, при этом основной рост инвестиций приходится на страны СНГ.

"Мы считаем, что в 2012-2013 гг. эти тенденции сохранятся, однако основными факторами, определяющими дальнейший уровень ПИИ, поступающих в банковские системы соседей России по СНГ, останутся волатильность цен на нефть и, соответственно, денежная позиция крупных российских банков", - говорится в отчете.

S&P по-прежнему считает, что большей угрозой для банковских секторов стран СНГ являются глобальные экономические дисбалансы, а не проблемы ряда стран еврозоны и их банковских систем. Резкий экономический спад, который приведет к снижению цен на нефть и другие сырьевые товары, а также волатильности валют, - если он окажется значительным и протяженным во времени, может повлиять на кредитоспособность банковских систем стран СНГ.

После резкого спада, отмечавшегося в 2009 году, и некоторого восстановления в 2010 году экономики стран СНГ начали быстро восстанавливаться, и эта позитивная тенденция должна сохраниться в 2012-2013 гг.

"Однако мы считаем, что темпы экономического роста снизятся по сравнению с уровнями, наблюдавшимися до 2008 года, в период бума. В частности, мы ожидаем, что в России рост реального ВВП будет ниже 5,5 процента - среднегодового показателя последнего десятилетия. Мы связываем это с высокой долей сырьевых товаров в структуре российского экспорта, неконкурентоспособностью российской обрабатывающей промышленности на мировом рынке и медленным продвижением экономических реформ в этой стране. До тех пор, пока неэкспортные отрасли не станут более эффективными, а их конкурентоспособность не повысится до мирового уровня, российская экономика останется уязвимой и будет сильно зависеть от цен на углеводородное сырье", - говорится в отчете.

Однако в соответствии с основным сценарием S&P, рост реального ВВП составит 4,1 процента в случае России, около шести процентов для Казахстана и примерно три процента для Азербайджана.

"Наш базовый сценарий предусматривает неизбежность рецессии для России и СНГ, однако мы не ожидаем, что это приведет к глубокому экономическому или банковскому кризису", - считают эксперты службы.

Лента

Лента новостей