...

Подхватит ли Азербайджан идею дедолларизации?

Бизнес Материалы 21 марта 2015 20:00 (UTC +04:00)
Идея создания на пространстве СНГ единого финансово-банковского пространства обретает актуальность в свете возрастающих рисков в мировой экономике
Подхватит ли Азербайджан идею дедолларизации?

Илаха Мамедли

Идея создания на пространстве СНГ единого финансово-банковского пространства обретает актуальность в свете возрастающих рисков в мировой экономике.

В качестве первого шага на этом пути накануне президенты России, Беларуси и Казахстана заговорили о возможности формирования валютного союза. Как заявил Владимир Путин, "работая плечом к плечу, проще реагировать на внешние финансово-экономические угрозы, защищать наш совместный рынок". Президент РФ уже поручил Центробанку и правительству проработать этот вопрос до первого сентября 2015 года.

На данном этапе, очевидно, речь идет о выработке единой валютной политики и переходе во взаиморасчетах на региональные валюты - российский рубль, казахский тенге и белорусский рубль.

Следующим шагом может стать создание единой валюты, но пока согласия между государствами по поводу единой валюты не достигнуто, хотя ранее были идеи о том, чтобы ввести в качестве единой валюты евраз или рубль. Экономическая целесообразность данной инициативы достаточно сомнительна, даже несмотря на то, что все национальные валюты, представленные в регионе, довольно слабые, в том числе и российский рубль. Удельный вес рубля в мировой экономике очень низок, в самой же российской экономике доллар и евро обладают весомыми долями.

Однако переход на взаиморасчеты в нацвалютах вполне реален, что опять же будет зависеть от уровня экономических отношений между странами.

О необходимости расширения использования нацвалют в расчетах между странами СНГ и региона Каспия говорилось еще с периода начала мирового финансово-экономического кризиса. Правда, если до кризиса расчеты в нацвалютах на пространстве Содружества были в пределах пяти процентов, а остальные транзакции проводились в долларах и евро, то сейчас картина изменилась. Сегодня свыше 20 процентов расчетов проводится в нацвалютах и этот коридор будет расширяться, учитывая продолжающуюся нестабильность в мировой экономике, сохранение санкций Запада в отношении России. К тому же раскинувшая свои сети "валютная война" уже добралась до британского фунта, который вчера упал до 52-месячного минимума в 1,4635 доллара. Более низкие курсы фиксировались лишь в июне 2009 года - 1,4347 доллара за фунт. Это позволило чуть вырасти евро, который в последнее время падал по отношению к доллару.

Доллар начал дорожать в результате снижения цен на нефть, начиная с середины прошлого года, что, в свою очередь, увеличило давление на национальные валюты. Именно по этой причине некоторые страны задумались о снижении зависимости национальной экономики от американской валюты.

Доллар или манат

Азербайджан, который длительное время удерживал свою валюту на стабильном уровне, посредством резкой корректировки курса маната [с 21 февраля 2015 года] смог предотвратить долларизацию 70 процентов манатной денежной массы.

Ажиотаж, связанный с покупкой доллара на валютном рынке Азербайджана, начался с конца прошлого года и усилился после перехода на бивалютную корзину [с 16 февраля Центральный банк Азербайджана отказался от привязки маната к курсу доллара], что придало определенной динамики курсу нацвалюты.

Сегодня доллар играет важную и вполне объективную роль во внешнеторговых сделках Азербайджана, учитывая, что 92 процента экспорта страны приходятся на долю нефтегазового сектора. К тому же в феврале 2015 года впервые в истории США стали главным торговым партнером Азербайджана с общим товарооборотом на 665,42 миллиона долларов (импорт из Азербайджана составил 199,36 миллиона долларов, экспорт - 466,05 миллиона долларов), превратившись таким образом и в основного поставщика товаров в страну. По итогам двух месяцев года пятерка ведущих внешнеторговых партнеров страны включала США, Италию, Германию, Россию и Турцию.

Что касается внутреннего оборота, то хождение доллара, за исключением расчетов в сфере торговли и оплаты услуг, в стране свободное. Это означает, что население свободно в выборе при хранении своих сбережений в банках или привлечении кредитов. По итогам января 2015 года кредиты в иностранной валюте составили 27 процентов от общего объема кредитных вложений банковского сектора Азербайджана, а депозитная база почти на 52 процента состоит из сбережений в зарубежной валюте. Хотя годом ранее 48,7 процента вкладов были размещены в инвалюте.

Если бы Центральный банк не изменил курс маната сразу на 34 процента, можно было бы ожидать тотальной долларизации не только банковских вкладов, но и сбережений населения вне банков.

С другой стороны, учитывая девальвацию национальных валют в соседних странах, при сохранении курса маната без изменений также снизилась бы конкурентоспособность азербайджанской продукции на зарубежных рынках и ухудшилась бы ситуация у местных предприятий, которые обеспечивают своей продукцией внутренний рынок.

Даже в сложившейся ситуации [повышение уровня долларизации] Азербайджан не намерен использовать опыт некоторых стран Латинской Америки, когда правительства Боливии и Перу пытались запретить населению и бизнесу конвертировать депозиты в иностранную валюту, что в результате привело к тому, что средства из банков выводились за границу и уходили в теневую экономику.

Правительство Азербайджана повышает доверие к манату стимулирующими методами, повышая гарантии по вкладам, что, в свою очередь, приводит к увеличению ставок по манатным вкладам. Имеются планы и по расширению объемов ипотечного кредитования, что также осуществляется в нацвалюте. Увеличиваются объемы льготного кредитования в манатах субъектов предпринимательства. Драйвером внутреннего источника фондирования также могут стать частные пенсионные фонды, создание которых в стране планируется ускорить.

Расширение сферы использования нацвалюты не только внутри страны, но и в отношениях с зарубежными партнерами, также позволит повысить доверие к манату. И это вполне реализуемо, учитывая меры правительства по развитию ненефтяного сектора экономики и увеличению производства экспортоориентированных товаров.

При этом и банки могут стать тем институтом, которые также стимулировали бы использование нацвалют через систему финансовой поддержки и кредитования в рамках развития торгово-экономических и инвестиционных связей со странами, с которыми тесно сотрудничает Азербайджан.

Но это не означает, что Азербайджан намерен отказаться от доллара, в котором сегодня сосредоточена составная часть стратегических валютных резервов страны. Невозможность этого также связана с тем, что Азербайджан сегодня является инициатором и участником крупномасштабных проектов в регионе, как в сфере энергетики, так и транспорта, с реализацией которых усилится роль страны в мировой экономике. Азербайджан будет играть центральную роль, как в качестве поставщика газа, так и как страна-транзитер. А в будущем страна намерена получить признание как поставщик ненефтяной продукции, возможности для экспорта которой также расширятся со вступлением Азербайджана в ВТО.

Илаха Мамедли, заместитель главного редактора Trend по экономике

Твиттер: @IlahaMammadli

Тэги:
Лента

Лента новостей