Нефть с гигантского месторождения Кашаган в казахском секторе Каспия помимо европейских рынков может пойти в Китай, не исключают топ-менеджеры "КазМунайГаза". Это станет возможным при реализации проекта строительства системы трубопроводов до Атасу, откуда стартует нефтепровод до Алашанькоу. Но предварительно надо решить вопрос с началом коммерческой добычи на Кашагане, вокруг которого идут ожесточенные споры, предупреждают аналитики.
Кашаган расположен в казахском секторе Каспийского моря, запасы нефти и конденсата на нем оцениваются почти в 3 млрд т. Месторождение разрабатывается на условиях СРП международным консорциумом Agip KCO: оператор - Eni, остальные участники - Total, ExxonMobil и Shell (по 18,52%), ConocoPhillips (9,26%), у "КазМунайГаза" (КМГ) и Inpex по 8,33%.
Кашаган один из самых масштабных проектов в Казахстане. На первоначальном этапе на нем планировалось добывать чуть более 22 млн т, на втором почти 45 млн т, на третьем около 60 млн т нефти в год. Именно на него республика делала ставку, заявляя о намерении увеличить добычу нефти с нынешних 67 млн до 140 млн т в год к 2015 году. Однако сроки начала промышленной разработки Кашагана корректируются уже второй раз: сначала Eni называла 2005 год, затем 2008-й, теперь 2010-й. Изначально предполагалось, что пик добычи почти 60 млн т придется на 2015 год, теперь оператор упоминает 2019-й.
Нефть с Кашагана и Тенгиза предполагалось направлять в трубопровод Баку Тбилиси Джейхан (БТД), для этого планируется создать казахстанскую каспийскую систему транспортировки (ККСТ). В рамках проекта будут построены нефтепровод Ескене Курык, нефтесливные терминалы в порту Курык, нефтеналивные терминалы на азербайджанском побережье Каспия и соединительные сооружения до БТД. На первоначальном этапе ККСТ обеспечит транспортировку 25 млн т нефти в год с последующим увеличением до 38 млн и 60 млн т. "БТД имеет возможности для расширения на 15 млн т нефти в год (до 65 млн т. - РБК daily) за счет строительства дополнительных насосных станций, применения химических реагентов", говорит директор информационного агентства Trend Вагиф Шарифов. Срок реализации ККСТ зависит от начала коммерческой добычи на Кашагане, предварительно в 2011 году, говорится в годовом отчете КМГ.
Total, Eni, Inpex и ConocoPhillips помимо Кашагана одновременно являются и инвесторами БТД, контрактом за ними закреплено 15% пропускной мощности. "Часть нефти с Кашагана должна быть поставлена в БТД, соответствующий контракт подписан", напоминает г-н Шарифов. Остальные объемы они могут перераспределить на другие направления, говорит он. В частности, во время второго Евразийского энергетического форума KazEnergy, состоявшегося 67 сентября в Астане, исполнительный директор КМГ Арман Дарбаев сообщил, что при реализации строительства системы трубопроводов нефть с Кашагана может пойти в Китай.
В частности, предполагается сделать перемычку (протяженностью около 80 км) и прокачивать сырье в реверсном режиме по существующему нефтепроводу Кенкияк Атырау (пропускная способность первой очереди 6 млн т в год). С Кенкияка до Кумколя предполагается построить нефтепровод его мощность на первом этапе составит 10 млн т в год, на втором 20 млн т, стоимость 827 млн долл. Затем рассматриваются два варианта: прокладка вдоль существующего нефтепровода Кумколь Каракоин Атасу новой трассы (мощность 15 млн т, инвестиции 230 млн долл.) либо строительство прямой ветки Кумколь Атасу, где система соединится с Атасу - Алашанькоу Душаньцзы.
"Пока у Казахстана не появятся экспортные возможности в 20 млн т нефти в год, строить данную систему не имеет смысла. Ведь Атасу Алашанькоу рассчитан на 10 млн т нефти в год (с расширением до 20 млн т. РБК daily), но по нему пока качается лишь 4 млн т", пояснила РБК daily независимый казахский аналитик Кыз-Жибек Ибрай. По ее мнению, данная система будет введена в строй не ранее 20102011 годов. По словам нескольких участников казахского нефтегазового рынка, запасов Кашагана хватит на оба направления. На данный момент остается решить вопрос с началом реализации проекта и ростом сметы расходов. "Пойдет ли кашаганская нефть в Китай, зависит и от того, будет ли покупная цена на этом направлении интересной для продавцов", рассуждает Игорь Ивахненко из RusEnergy.