Азербайджан, Баку, 8 октября /корр. Trend Г.Гасанов/
Вопрос о возобновлении поставок туркменского газа в Российскую Федерацию по магистрали Средняя Азия-Центр (САЦ), остановленной больше полугода назад все еще остается открытым.
Пресс-служба президента РФ сообщила пока только о "политическом решении", достигнутом российским главой Дмитрием Медведевым во время его визита в Туркмению, где он побывал в середине сентября. Основной вопрос - вопрос цены - не был затронут. Сколько времени еще понадобится для согласований в большей степени, по-видимому, зависит от прогнозов синоптиков. Впереди отопительный сезон.
ОАО Газпром, как выясняется, выходит на конкретные договоренности с госконцерном "Туркменгаз" и начинает оформление контракта. Всего неделю назад в одном из отчетов российского монополиста говорилось, что туркменского сегмента в планах обновленного под влиянием кризиса бюджета ОАО Газпрома на 2009 год больше нет.
Немного деталей накануне добавил представительный чиновник от туркменского ТЭК, сказавший в кулуарах нефтегазовой конференции в Казахстане, что прокачка в северном направлении, возможно, возобновится до конца октября. При этом, по его словам, вопрос с ценой до сих пор не согласован. В общем, неясностей в затянувшейся истории между Ашхабадом и Москвой не стало меньше, как и после личной встречи туркменского руководителя Гурбангулы Бердымухамедова с Медведевым.
Если не считать, что высокому гостю вручили ахалтекинского скакуна и в его присутствии подписали Соглашение о разделе продукции по одному из блоков в туркменской части Каспия с российской ИТЕРА, которая, кстати, вела многолетние переговоры и рассчитывала на три углеводородных блока. На высшем уровне были урегулированы технические вопросы по САЦ, договорились о "формуле цены", но так и не сошлись в конкретной цене вопроса по поставкам природного газа, ни по настоящим трубам, ни по будущим. Судя по последним новостям, все осталось на стадии переговоров.
Россия прекратила импорт в апреле текущего года из-за аварии на магистрали САЦ. Туркменистан объявил, что взрыв произошел по одной причине: российская компания резко сократила объемы отбираемого туркменского природного газа без предварительного уведомления. Подобные действия были охарактеризованы туркменским МИД, как "необдуманные и безответственные, поскольку это создало реальную угрозу жизни и здоровью людей и было чревато непредсказуемыми экологическими последствиями". Прозвучал упрек в "одностороннем грубом нарушении условий контракта купли-продажи газа". Как отмечают экономисты, Туркменистан ежемесячно не досчитывался до одного миллиарда долларов.
Москва, как известно, законтрактовала туркменский газ на годы вперед, сроком на 25 лет - до 50 миллиардов кубометров газа ежегодно, с запросом на дальнейшее увеличение. Цены договорились обговаривать отдельно, на 2009 год она была установлена, как и полагалось, еще в 2008 году. Мировая рецессия внесла серьезные коррективы, а внезапная авария стала поводом.
Россия ни один из протестов не восприняла, заявив, что Туркменистан был заблаговременно предупрежден, а сокращение было вынужденным - так как спрос на природное топливо из-за глобального кризиса в мире значительно упал. Элементарная арифметика победила геополитику, покупать себе в убыток, как пишут российские СМИ, по необоснованно завышенным ценам не мог себе позволить даже такой крупный монополист, как Газпром. Обойдя стороной запрос Ашхабада о компенсации за технический сбой, в Москве подняли вопрос о пересмотре сделки в сторону снижения либо объемов закупок газа, либо его стоимости.
При подобном раскладе практически выпал из поля зрения и газопроводный проект Прикаспийского газопровода через Казахстан в Россию (пропускной способностью до 30 миллиардов кубометров газа в год). По крайней мере, Астана как транзитный партнер притормозила подготовку технико-экономического обоснования своего участка.
Туркменистан, обладающий мировыми запасами природного газа (четвертое место после России, Ирана и Катара), претендует на роль одного из ключевых игроков на энергетическом поле в Каспийском регионе. К началу следующего года, в распоряжение Ашхабада появится альтернативный трубопровод в Китай (проектной мощностью до 40 миллиардов), будут пущены дополнительные ответвления в Иран (что даст возможность продавать до 20 миллиардов кубометров). Все это, так или иначе, знаменует завершение эры монополии ОАО Газпром в Центральной Азии, сохранившей определенные рычаги по недопущению среднеазиатских ресурсов на платежеспособный европейский рынок.
Брюссель рассчитывает, что туркменский газ может частично заполнить проект "Набукко" (мощностью более 30 миллиардов), для чего нужно проложить трубопровод по дну Каспийского моря. Но этому, как полагают эксперты, могут помешать разногласия, вновь возникшие между двумя близкими соседями - Азербайджаном (уже готового поставщика газа для "Набукко") и Туркменистаном (потенциального) - из-за споров вокруг углеводородных месторождений на Каспии.
"Гораздо важнее решить правовую проблему в целом, чем спорить о принадлежности отдельных географических участков", - сказал недавно в своем обращении Бердымухамедов, который также отметил, что выступает за экономический прагматизм и готов продолжить дипломатический диалог с Баку. Нерешенность правового статуса Каспия может затянуть время присоединения Туркменистана к европейскому проекту. "Это в какой-то степени играет на руку Москве и вдобавок Тегерану. Они и сами заинтересованы в энергетическом доминировании в регионе", - считает западный эксперт, долгие годы проработавший в Ашхабаде.
"Предсказуемо, что предстоящий Прикаспийский саммит в Баку эту проблему не решит", - подчеркнул он, отметив, что Баку и Ашхабаду было бы выгоднее прийти к компромиссу на двустороннем уровне, чтобы "вместе сыграть на опережение".
Россия не хочет терять своих привычных позиций, правда раньше это было прибыльно - на протяжении длительного периода среднеазиатский газ (причем по сильно заниженным ценам) приобретался для его перепродажи втридорога в Европу, а Иран благодаря растущей потребности ЕС в новых энергоисточниках рассчитывает "покончить с изоляцией страны" и самостоятельно вступить в игру. Как недавно подметил Бердымухамедов, газовый рынок в скором времени будет иметь для планеты не меньшее значение, чем продажа нефти.
Туркменистан - один из крупнейших в мире экспортеров углеводородного сырья, и эта его позиция со временем не ослабнет, поскольку страна обладает подтвержденными запасами углеводородного сырья, которого хватит на десятки лет активного экспорта.
Связаться с автором статьи можно по адресу: [email protected]