...

Ирак является угрозой для экспортного рынка сырой нефти Ирана

Энергетика Материалы 25 января 2011 20:37 (UTC +04:00)

Азербайджан, Баку, 25 января /корр. Trend Т.Коняева/ 

Рост добычи нефти в Ираке и подписанные им соглашения с иностранными нефтяными компаниями, наряду с применяемыми против Ирана международными экономическими санкциями, могут превратить Багдад в серьезную угрозу для Тегерана на экспортном рынке нефтепродуктов, считает член Экспертного совета Trend Реза Тагизаде.  

"Ирак представляет собой угрозу для экспортного рынка сырой нефти Ирана, и эта угроза гораздо более серьезная, чем Саудовская Аравия со своими 2,5 миллиона баррелей в день резервными производственными мощностями", - сказал Тагизаде по электронной почте. 

Увеличение добычи нефти в Ираке не станет угрозой для Ирана при наличии инвестиций, вкладываемых в разработку иранских нефтяных месторождений, сказал в понедельник глава иранской национальной нефтяной компании (ИННК) Ахмад Галебани, сообщило информагентство ISNA. 

Галебани добавил, что Ирану необходимо ежегодно инвестировать 30 миллиардов долларов в нефтяной сектор для реализации рассчитанной на 20-летний период программы по увеличению добычи нефти, в том числе за счет разведки новых нефтяных месторождений. 

В рамках программы, разработанной и принятой к действию в 2006 году, в течение ближайших 15 лет Ирану необходимо вложить 500 миллиардов долларов в реализацию проектов по увеличению производства нефти до семи миллионов баррелей в сутки. 

В декабре Ираку, который обладает одними из крупнейших в мире запасов нефти, удалось довести объем добычи нефти до отметки в 2,7 миллиона баррелей в сутки, что является самым высоким показателем за последние два десятилетия. Увеличение добычи в основном наблюдается на месторождениях Эр-Румайлы на юго-востоке и на Эз-Зубайр, разрабатываемых BP и итальянской компанией ENI.

По мнению Тагизаде, в настоящее время потенциал экспорта иракской нефти приближается к возможностям Ирана.  

Кроме того, по его словам, Ирак предлагает иностранным нефтяным компаниям соглашения о долевом разделении продукции [PSA], тогда как Иран, независимо от экономических санкций, предлагает контракты по возврату инвестиций [buyback].

Нефтяные компании, считает иранский эксперт, хотели бы больше вкладывать с тем, чтобы получать больше прибыли, чем выступать в качестве подрядчиков.

"Таким образом, Ирак мог бы предложить им гораздо больше, чем Иран, - сказал Тагизаде. - Если цены на нефть на рынке будут падать, угроза иракской нефти для рынка Ирана будет еще более очевидной".

По его словам, учитывая, что себестоимость производства нефти в Ираке несколько меньше, чем в Иране, с контрактами по разработке месторождений в Курдистане эта угроза становится все более серьезной.

Все соглашения, которые подписало министерство нефти Курдистана с зарубежными компаниями  о разделе продукции, заключенные в автономном регионе иракского Курдистана, будут признаны правительством Ирака, сказал в понедельник новый министр нефти Ирака Абдул Карим аль-Луайби.

На настоящий момент власти автономного региона подписали уже более 20 сделок по поставкам энергоносителей, которые правительство страны до вчерашнего дня признавало незаконными, поскольку все они заключались с местным руководством, а не с официальным Багдадом.

Тагизаде полагает, что сложные отношения Тегерана с международным сообществом, а также провальные переговоры по иранской ядерной проблеме в Стамбуле 21-22 января могут привести к принятию новых санкций, в том числе ограничений на экспорт иранской нефти.

В прошедшую субботу в Стамбуле завершились двухдневные переговоры представителей стран "шестерки" международных посредников (Россия, Китай, США, Франция, Великобритания и Германия) с Тегераном по урегулированию иранской ядерной проблемы. Высокий представитель ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон оценила переговоры как безрезультатные.

В 2010 году из-за нежелания Тегерана отказаться от ядерных разработок Совбез ООН принял резолюцию по введению против страны ограничений, а позднее Конгресс США и ЕС приняли решение о дополнительных односторонних санкциях, которые в основном направлены против банковского, финансового и энергетического секторов Ирана.

Введенные ЕС ограничения включают в себя запрет на продажу оборудования, технологий и услуг в энергетический сектор Ирана. Под эти же меры подпадает нефтеперерабатывающая промышленность. Запрещены также новые инвестиции в энергетический сектор Ирана в целом. Из-за отсутствия инвестиций производственная мощность страны снижается, следовательно, Иран не может эффективно увеличить производство.

"Ирак, без сомнения, будет одним из двух кандидатов наряду с Саудовской Аравией, который может заполнить пробел, созданный двумя миллионами баррелей нефти, экспортируемой ежедневно Ираном", - сказал Тагизаде.

В октябре месяце стало известно, что по запасам нефти Ирак вышел на второе место в мировом рейтинге, уступая лишь Саудовской Аравии. Эксперты подсчитали, что запасы этого сырья в стране увеличились приблизительно с 115 миллиардов баррелей до 143,1 миллиарда.

Ирак намерен увеличить производство до 8 миллионов баррелей в сутки к 2017 году, об этом сказал в ноябре 2010 года главный советник премьер-министра Ирака по вопросам нефти Тамир Гадхбан (Thamir Ghadhban).

Кроме того, Ирак, который является единственным членом ОПЕК, не входящим в систему квотности организации, планирует увеличить экспортные квоты. По предварительным прогнозам, переоценка запасов существенно укрепит позицию Багдада в ОПЕК и в будущем позволит стране увеличить экспортную квоту.

Доходы от экспорта нефти составляют 95 процентов общих доходов госбюджета Ирака и служат важным источником для поддержания развития национальной экономики и послевоенного восстановления.

В то же время добыча нефти в Иране может снизиться из-за отсутствия дальнейших инвестиций в новые производственные проекты и обветшания имеющихся нефтяных скважин.

Тэги:
Лента

Лента новостей