...

Эксперт: Нефтепровод ВТС лишает Россию безраздельного контроля над энергоресурсами Каспия

Энергетика Материалы 14 мая 2007 12:27 (UTC +04:00)
Эксперт: Нефтепровод ВТС лишает Россию безраздельного контроля над энергоресурсами Каспия

Азербайджан, Баку / Trend / На прошлой неделе президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на встрече с президентом России Владимиром Путиным заявил, что Казахстан намерен транспортировать большую и даже всю часть казахстанского углеводородного сырья на мировые рынки через территорию России. Для этого необходимо расширить мощности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) и возведение нефтепровода Бургас-Александруполис.

Как считает эксперт аналитического центра Trend Эллада Ханкишиева, России такие высказывания Казахстана по душе, так как для нее принципиально важно, чтобы нефтегазовые ресурсы каспийского бассейна транспортировались с ее участием и по ее территории. Россия неоднократно подвергала сомнению целесообразность строительства трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (BTC), предлагая свои ресурсы для доставки каспийской нефти на мировой рынок. С точки зрения российских властей, у Азербайджана нет достаточных запасов нефти для его заполнения и гораздо выгоднее было бы присоединить трубу к действующему нефтепроводу в Казахстане, который пройдет далее через российскую территорию на Запад. Однако участвующие в строительстве концерны выбрали более дешевый, с их точки зрения, проект в обход территории России.

Западные партнеры давно и усиленно сотрудничают с прикаспийскими странами с богатыми нефтегазовыми запасами в плане направления экспортных потоков углеводородов в обход России.

Заместитель министра энергетики США Джефри-Клей Селл на церемонии открытия нефтепровода ВТС в июле 2006 года, отметил, что этот проект позволил реализовать давнюю мечту многих политиков, создав альтернативный источник энергоснабжения.

"Использование нефтепровода ВТС лишает Россию безраздельного контроля над энергоресурсами Каспия. Реанимация же нефтепровода Одесса-Броды подразумевает политику отреза России от западных рынков, и замену прокачки по нему российской нефти на каспийскую - из Азербайджана и Казахстана, а Грузию пригласить в качестве транзитного партнера", - считает Ханкишиева.

По ее словам, Россия не может отказаться от полного контроля над энергетическими потоками, которые позволят противостоять внутренним проблемам. Именно с этой позиции, Россия пойдет на расширение мощности заведомо нерентабельного КТК для того, чтобы транспортировать по нему больше казахстанской нефти. Россия может закрыть глаза даже на то, что КТК - единственный магистральный трубопровод на ее территории, в котором у нее не только нет контрольного пакета, но и, фактически, она не получает никаких экономических выгод.

По словам главы компании "Транснефть", которой недавно были переданы в управление 24 процента принадлежащих России акций КТК, Семена Вайнштока, консорциум

"ТенгизШевроил" (оператор американская Chevron) остается убыточным предприятием. Только в 2006 году он принес убытков на $229 млн, которые надо прибавить к $5 млрд. убытков за предыдущие годы его эксплуатации.

Сегодня по этому трубопроводу прокачивается 32 млн. тонн нефти и нынешние затраты транспортировки тонны казахстанской нефти по трубе КТК на $70 выше по сравнению с нефтепроводом Атырау-Самара. 19 процентов акций консорциума принадлежит казахстанской стороне.

А нефтепровод Бургас - Александруполис, о строительстве которого Россия наконец договорилась с Болгарией и Грецией, позволит экспортировать нефть из черноморских портов в Европу, обойдя турецкие проливы. И Казахстан, доставляющий свою нефть по КТК именно к Черному морю, хотел бы увеличить свой экспорт с учетом этой новой возможности.

Заявление казахстанского президента стало причиной широкого обсуждения в азербайджанских общественных кругах, обеспокоенных тем, что может ли Казахстан отказаться от договоренностей, достигнутых ранее по вопросу транспортировки казахстанской нефти по BTC. Итоговые мнения сошлись на том, что даже если через пару лет осуществятся российско-казахстанские планы по поводу значительного увеличения перекачки казахстанской нефти через территорию России, транспортировка практически всего объема этой нефти по российской территории технически невозможна.

По мнению руководителя Центра политических и экономических исследований Сабита Багирова, решение об экспорте казахстанской нефти принимается не только правительством этой страны. Добываемая нефть делится на долю подрядчика, в данном случае это иностранные компании, и на долю правительства. Казахстанское правительство вправе распоряжаться только своей долей нефти, а распоряжение долей иностранных компаний - это прерогатива самих компаний, и они вольны экспортировать свою долю нефти по тому маршруту, который экономически выгоден этим компаниям.

"Поскольку ряд иностранных компаний, работающих в Казахстане на месторождении "Кашаган", являются инвесторами в проект трубопровода BTC, их доля будет транспортироваться по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан", - сказала Ханкишиева.

В 2005 году Москва уже обещала Астане решить вопрос со строительством второй очереди КТК, но после того, как к руководству КТК пришли российские менеджеры, этот вопрос снова затормозился. А предположительное строительство нефтепровода Бургас - Александруполис с максимальной мощностью 90 миллионов тонн в год начнется лишь в 2009 году и окончание строительства ожидается не ранее 2011 года.

До этого времени Казахстану необходим дополнительный источник транспортировки растущей добычи нефти, и тут же на первый план предстает уже существующая договоренность о транзите по BTC казахстанской нефти.

16 июня 2006 года в Алматы президенты Азербайджана и Казахстана подписали совместный договор "По поддержке и содействию в транспортировке нефти из Казахстана через Каспийское море и территорию Азербайджана на мировые рынки посредством системы Баку-Тбилиси-Джейхан".

"Баку-Тбилиси-Джейхан является привлекательным проектом для увеличения нашего экспортного потенциала, и Азербайджан является нашим надежным партнером в этой сфере", - заявлял тогда президент Казахстана Назарбаев. В условиях увеличения добычи энергоресурсов Казахстан встает перед необходимостью поиска дополнительных экспортных путей, и в этой связи возлагает на Баку-Джейхан большие надежды.

Казахстан может начать прокачку своей нефти по BTC уже с 2008 года. Казахстан создал в каспийском порту Актау инфраструктуру, необходимую для экспорта нефти через Азербайджан. Для поставок казахстанской нефти в трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан также предполагается построить новый порт в Курыке.

С началом добычи первой нефти на "Кашагане" в 2010 году, в ходе реализации первой фазы проекта по трубопроводу BTC планируется поставлять около 350 тыс. баррелей нефти в сутки.

Как отмечают эксперты, на пике добычи нефти, даже с использованием всех существующих маршрутов (с учетом полного расширения их пропускной способности), в Казахстане будет существовать дефицит экспортных мощностей.

По прогнозам специалистов, к 2015 году казахстанской нефти окажется гораздо больше, чем позволяют экспортировать мощности всех этих трубопроводов. Общие нефтяные запасы Казахстана, включая разведанные и прогнозируемые, составляют от 50 до 100 млрд. баррелей и достаточны, чтобы обеспечить 2-3 процента мирового спроса в течение десяти лет.

"Поэтому часть казахстанской нефти в любом случае будет направлена по BTC", - сказала Ханкишиева.

В 2006 году объем экспорта нефти вместе с конденсатом из Казахстана составил 57,2 млн. тонн (увеличился на 10,6 процентов по отношению к 2005 году). Нефть из Казахстана, в основном, экспортируется на европейские рынки по трубопроводным системам КТК и "Атырау-Самара", которые составляют 57,9 процентов и 37,1 процентов соответственно от общего объема экспорта по данным направлениям.

Лента

Лента новостей