...

Нейтральное отношение США к планируемой базе России в Кыргызстане обусловлено ее масштабом

Кыргызстан Материалы 15 августа 2009 09:00 (UTC +04:00)
Открытие военной базы России в Кыргызстане не вызывает озабоченности у США, так как масштабы ее очень малы, и регион Центральной Азии представляет интерес для Вашингтона только в рамках операции в Афганистане.
Нейтральное отношение США к планируемой базе России в Кыргызстане обусловлено ее масштабом

Азербайджан, Баку, 14 августа /корр. Trend В. Жаворонкова/ Открытие военной базы РФ в Кыргызстане не вызывает озабоченности у США, так как масштабы ее очень малы, и регион Центральной Азии представляет интерес для Вашингтона только в рамках операции в Афганистане.

"Считаю, что в настоящее время база не очень беспокоит США потому, что планируется довольно небольшой, - сказал российский эксперт по странам СНГ и Центральной Азии Леонид Гусев, - а для США эта небольшая российская база никак не опасна".

В среду представитель Пентагона Александр Вершбоу в интервью "Интерфаксу" заявил, что США не намерены иметь постоянные базы в Центральной Азии.

Комментируя намерение России разместить военную базу на территории Кыргызстана, заместитель министра обороны США по международной безопасности сказал, что это нормально и у Америки нет особой позиции по этому вопросу.

Решение открыть базу было принято после неформального саммита ОДКБ, прошедшего в начале августа в Кыргызстане.

Между Россией и Кыргызстаном был подписан меморандум по дальнейшему развитию и совершенствованию двусторонней договорно-правовой базы, регулирующей пребывание российских воинских формирований на территории Кыргызстана и размещение дополнительного российского воинского контингента на территории страны.

Однако размер планируемой базы в Кыргызстане слишком мал, чтобы озадачить США, считают эксперты.

Будущая российская база в кыргызском городе Оше, по мнению европейского эксперта по Центральной Азии Юрия Федорова, действительно вряд ли может вызвать озабоченность у американцев.

"Там планируется разместить один батальон российских сухопутных войск, то есть максимум тысячу человек, и создать российско-кыргызский учебный центр", сказал Trend по электронной почте Федоров, научный сотрудник Российской и Евразийской программы королевского института по международным отношениям Chatham House.

В таком качестве, по его мнению, она не будет иметь сколько-нибудь серьезного стратегического значения. Ее личный состав может быть пригоден для противодействия относительно небольшим экстремистским группировкам, проникающим на территорию Кыргызстана из Афганистана через Таджикистан, а также для подавления незначительных беспорядков, считает Федоров.

Кроме того, США вести конкуренцию с Россией в регионе сложно.

"В США поняли, что "обработка" Центральной Азии (и остальной территории бывшего Советского Союза) похожа на шахматную партию, где Америка конкурирует с Россией и Китаем с нулевым счетом, - считает американский эксперт по России Джеффри Манкоф (Jeffrey Mankoff), - и эта конкуренция является бесплодной и непродуктивной".

Бесплодная она, по мнению Манкофа, потому, что Россия и Китай расположены гораздо ближе к региону и у них большее поставлено на карту, чем у США.

"И если понадобится выбирать между Россией или Китаем и Западом, центральноазиатские лидеры всегда сделают выбор в пользу России и Китая", сказал Trend по электронной почте исполняющий обязанности директора исследований международной безопасности Йельского университета (Yale University) Манкоф.

Непродуктивной же конкуренцию сотрудник по исследованиям России и Евразии Совета по международным отношениям Манкоф считает потому, что постоянное "прицеливание" к Центральной Азии препятствует сотрудничеству с Москвой в других сферах.

Вашингтон, по его мнению, решил, что российское военное присутствие в регионе, пока оно согласовано с правительствами центральноазиатских республик, не является серьезной угрозой для интересов США.

Ведение антитеррористической операции в Афганистане, однако, имеет важное значение для Вашингтона.

Из высказываний Александра Вершбоу, по словам Федорова, следует, что министерство обороны США заинтересовано прежде всего в продолжении транзита в Афганистан через аэропорт Манас, а также в начале воздушного транзита через территорию России.

"До тех пор, пока в Афганистане находятся американские войска, и то и другое имеет для США стратегическое значение", - сказал Федоров.

По его мнению, можно предположить, что других крупных интересов у США в Центральной Азии нет.

Сотрудничество США и НАТО с Россией в этом регионе осуществляется, считает старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Гусев.

"Я имею в виду договор о транзите невоенных грузов через территорию России и страны Центральной Азии в Афганистан", - сказал Гусев.

В частности, по мнению американского эксперта Манкофа, часть изменений в отношениях Москвы и Вашингтона можно отнести к новой администрации США, которая больше заинтересована в работе с россиянами и менее заинтересована в использовании присутствия американских военных за рубежом для распространения демократии.

Однако о каком-то слишком прочном сотрудничестве, по мнению Гусева, говорить не приходится.

"В этом контексте Вашингтон может быть склонен не столько сотрудничать с Россией в Центральной Азии, сколько предоставить Москве самой решать достаточно сложную задачу противоборства там с исламским экстремизмом и поддержки местных авторитарных режимов", сказал Федоров.

Связаться с автором статьи можно по адресу [email protected]

Лента

Лента новостей