...

Некорректный термин "бухарские ковры" много лет был ярлыком туркменских ковров - СМИ

Туркменистан Материалы 18 сентября 2009 20:52 (UTC +04:00)
Некорректный термин "бухарские ковры" на несколько столетий стал ярлыком многих чисто туркменских ковровых изделий, которые по всем показателям отличаются от ковров соседних народов Средней Азии.
Некорректный термин "бухарские ковры" много лет был ярлыком туркменских ковров - СМИ

Туркменистан, Ашхабад, 18 сентября / корр. Trend Г.Гасанов /

Некорректный термин "бухарские ковры" на несколько столетий стал ярлыком многих чисто туркменских ковровых изделий, которые по всем показателям отличаются от ковров соседних народов Средней Азии.

Между тем, "... в самой Бухаре и ближайших ее окрестностях в XIX - нач. XX вв. никакой ковровой продукции не производилось", - заявляет В.Г. Мошкова в книге "Ковры народов Средней Азии конца XIX - нач. XX в.". Эти данные приводятся в статье Аджап Байриевой, заведующей отделом "Туркменское ручное ковроделие" музея туркменского ковра, опубликованной сегодня в газете "Нейтральный Туркменистан".

Отмечается, в частности, что на протяжении веков туркменские ковры продавались в Бухаре, Персии, Хиве, Афганистане. Поэтому во многих источниках о туркменских коврах говорилось как о бухарских, персидских, хивинских и афганских коврах. Это ошибочное определение надолго прижилось среди покупателей и привело к тому, что часто туркменские ковры объединялись под общим термином "бухарские ковры".

В эту бухарскую группу входили ковры как туркмен, так и узбеков, и арабов, живших на территории Бухарского и Хивинского ханств, а также ковры афганцев, белуджей. В научных изданиях той поры одни авторы бухарскими называли ковры текинской работы, другие - беширские. В эту же группу были включены ахалтекинские ковры и йомудские дорожки. Эту же ошибку можно найти и в торговом немецком прейскуранте под названием "Каталог восточных ковров", изданном в Берлине в 1930 г.

Газета "Нейтральный Туркменистан" отмечает, что к началу XX в. Бухара стала крупным центральноазиатским центром торговли коврами. И так как в то время ковры не классифицировались на научной основе ни по видам, ни по географическому признаку - месту производства изделий, ни по происхождению их создателей, то ковры благодаря скупщикам и перекупщикам, ловким предпринимателям-торговцам получали свою торговую марку всего лишь по месту сбыта, купли-продажи. Так, туркменские ковры, попадавшие на рынки соседних стран, стали называться персидскими, афганскими, хивинскими, бухарскими...

Позднее стали происходить большие изменения в организации коврового промысла регионов Средней Азии, на новом уровне стали развиваться международные торговые связи. А демонстрация туркменских ковров на всероссийских и международных выставках способствовала их известности и популярности в России и Западной Европе. В Закаспийскую область хлынули представители иностранных торговых фирм. "Ковровая лихорадка" способствовала росту ковроделия. К концу ХIХ в. общий объем вывоза ковров из области достиг 40000 пудов, из них около 31000 пудов шло - преимущественно через Батуми и Константинополь - на продажу в страны Европы и Америки.

По свойствам рисунка и ткани туркменские ковры условно делились на шесть групп: мервский и пендинский; ахалский, то есть собственно текинский; салорский, гокленский, йомудский, огурджалинский. Последняя группа (огурджалинская) могла бы быть отнесена к йомудской, но они имеют значительные отличия друг от друга.

К началу ХХ в. спрос на туркменские ковры в несколько крат опережал предложение не только на внутреннем рынке России, но и в столицах Западной Европы. Ковры стали поистине мировым товаром, заслуженно получив признание как произведения народного декоративно-прикладного искусства. Ажиотажный спрос вызвал к жизни рыночную модель их производства. Образовалось несколько главных и второстепенных рынков, и размеры торговли год от года стали увеличиваться, чему способствовало проведение линии Закаспийской военной железной дороги.

Кроме стратегического значения, Закаспийская военная железная дорога имела также весьма большое значение в коммерческом и экономическом отношениях. Она произвела целый переворот в торговле Средней Азии. Вся торговля России с ее среднеазиатскими владениями, вместо прежней степной дороги через Оренбург, направилась по этой железной дороге. Центральными торговыми рынками служили Асхабад, Мерв, Красноводск и Форт Александровский. Торговля велась не только с такими рынками России, как Нижний Новгород и Москва через Астрахань и Баку, но и с сопредельными странами - с Персией, Хивой и Бухарой, Ташкентом.

Так обстояло дело с вывозом туркменских ковров с середины ХIХ в. до начала ХХ в., отсюда и разнородность рынков их сбыта, что привело к возникновению и закреплению за туркменскими коврами "неродных" названий. Еще остались отголоски того далекого времени, когда простые европейские обыватели или непросвещенные торговые посредники по незнанию называют наши ковры "бухарскими". Даже на крупных международных ярмарках до сих пор некоторые зарубежные компании выставляют туркменские коллекции старинных ковров под маркой 2ковры кочевников" или как "афганские" и др. Однако настоящие знатоки сразу же определяют эти ковры по качеству, технике исполнения, четкости рисунка, отличая истинно туркменское искусство ковроткачества от любого другого.

Байриева пишет, что туркменский ковер не спутаешь с ковром других народов, его можно безошибочно узнать по строгому орнаменту, колориту, удивительному равновесию всей живописной композиции. Государственная акционерная корпорация "Туркменхалы" предпринимает последовательные шаги по увеличению экспорта туркменских ковров в разные страны мира.

Связаться с автором статьи можно по адресу [email protected]

Тэги:
Лента

Лента новостей