...

На совещании ОБСЕ в Варшаве Туркмения упоминается неоднократно

Туркменистан Материалы 2 октября 2009 10:22 (UTC +04:00)
На совещании БДИБЧ/ОБСЕ Туркмению упоминали не раз. Республика остается объектом критики за нарушения прав человека. Туркмения до сего дня остается однопартийной, другие партии, кроме государственной, не регистрируются.
На совещании ОБСЕ в Варшаве Туркмения упоминается неоднократно

Deutsche Welle, Виталий Волков

На совещании БДИБЧ/ОБСЕ Туркмению упоминали не раз. Республика остается объектом критики за нарушения прав человека. Туркмения до сего дня остается однопартийной, другие партии, кроме государственной, не регистрируются.
 

В Варшаве с начала этой недели проходит ежегодное совещание Бюро ОБСЕ по демократическим свободам и человеческому измерению. Эта двухнедельная конференция охватывает такие вопросы, как верховенство закона, свобода мысли и совести, свобода вероисповедания, собраний и передвижения, а также отмена смертной казни, недопущение пыток, проблемы национальных меньшинств. Туркмения в этой связи упоминалась неоднократно.

О Туркмении не забыли

Как рассказал Deutsche Welle участник совещания Нурмухаммед Ханамов, представляющий туркменскую оппозиционную республиканскую партию в изгнании, многие выступающие из числа официальных представителей стран-участниц ОБСЕ уделяли внимание ситуации в Туркмении, причем особенно часто название республики звучало в устах американских представителей. В том числе, констатация факта, что республика до сего дня остается однопартийной и что другие партии не регистрируются. Также, по словам Ханамова, делегация из США проявляла беспокойство о судьбах осужденных в связи с ноябрьскими событиями 2002 года.

Кроме официальных представителей стран-участниц ОБСЕ, большое внимание Туркмении уделили НПО, принявшие участие в варшавском совещании. Практически по всем вопросам, которые разбирались за первые три дня, со стороны делегатов от неправительственного сектора звучала критика в в адрес Туркмении. Предметом критики было положение со свободой вероисповедания, факты преследований НПО.

"Не регистрируются НПО, хотя в 1994 году была принята специальная программа в ОБСЕ по защите НПО, и Туркмения даже издала закон по НПО, но несмотря на то, что все это есть, на самом деле это не работает, и НПО зарегистрировать практически невозможно. Кроме тех карманных организаций, которые находятся в республике, любым другим под любым предлогом отказывают", - говорит Ханамов.

Дело Снигирева


Председатель русской общины Туркмении Анатолий Фомин, проживающий вне пределов республики, привел в качестве примера отсутствия в республике справедливого правосудия случай бывшего сотрудника "Туркменгеологии" Владимира Снигирева, недавно осужденного по статье "За превышение служебных полномочий". Эта статья предусматривает наказание до восьми лет, и Снигирев получил максимальный срок за то, что по факсу передал своему брату, работающему в республике в одной из китайских фирм, сводку о бурении. Такая сводка, по утверждению Фомина и других наблюдателей, секретным документом никогда не считалась - такую информацию ранее публиковали в прессе и ее можно было получить в соответствующем министерстве.

Как отмечает Ханамов, будучи работником геологической отрасли с большим стажем, Снигирев хорошо знает уже изученные запасы углеводородов в республике, и поэтому этот человек показался опасным властям, которые упорно скрывают сведения об этих запасах, так как те, может быть, не соответствуют тому, что Ашхабад заявлял официально. "Поэтому власти решили надолго посадить такого человека".

"Черный список" при новом президенте расширяется

Другой представитель туркменской оппозиции в изгнании, Чары Ишаниязов, в своем выступлении обратил внимание на проблему свободы передвижений в Туркмении. Внутри страны передвигаться стало легче, поскольку после прихода к власти Гурбангулы Бердымухамедова многие посты между районами и городами были убраны, тогда как при Сапармурате Ниязове такие посты стояли между городами каждые 15-20 километров, и часовое расстояние преодолевалось из-за них за три-четыре часа.

Но выезд за рубеж по-прежнему регулируется, помимо прочего, так называемым "черным списком", и сложности при новом президенте тут не только сохранились, но и усугубились, поскольку этот список невыездных при Гурбангулы Бердымухамедове продолжает расширяться - в него попадают бывшие государственные чиновники, уволенные новым президентом, студенты зарубежных вузов. Чары Ишаниязов в качестве конкретного примера привел случай, когда в этом году без всякого предупреждения с рейса в Алма-Ату были сняты его брат и сын, и при выяснении представители власти объяснили, что указанные лица сняты с рейса, поскольку они находятся в списке невыездных, тем самым подтвердив его существование.

Нурмухаммед Ханамов выступил также на заседании, посвященном вопросам смертной казни, применения пыток и борьбе с терроризмом. По мнению лидера оппозиционной республиканской партии Туркмении, несмотря на то, что смертная казнь в республике была отменена 10 лет назад, люди, которым высшая мера была заменена на длительное заключение, казни не избегают. Им в тюрьмах создают такие условия, что они сами там умирают, причем мучительно и медленно.

"После смерти Ниязова о резолюциях ООН забыли"

В первую очередь Нурмухаммед Ханамов поднял вопрос о лицах, которые в ноябре 2002 года были обвинены в организации государственного переворота и приговорены к максимальным срокам тюремного заключения.

"Наши соратники подвергались жесточайшим пыткам, и эта практика продолжается сегодня, если и не в отношении их, то в отношении других осужденных, как были пытки в тюрьмах, так и остались, и никаких изменений нет, - говорит Ханамов, - Судьбы наших коллег не известны, до нас только доходят слухи, что порядка десяти из них умерли в тюрьмах, но конкретно мы не знаем числа умерших, и кто именно".

Туркменский оппозиционер напоминает, что в ноябре уже будет семь лет, как осужденные по событиям 2002 года находятся в тюрьме, и за это время нет никаких официальных сведений ни об одном из них, несмотря на то, что принимались резолюция Европарламента, три резолюции ООН, где был пункт о допущении Международного Красного Креста в тюрьмы Туркмении и разрешении на свидания с родственниками. "Но ничего не выполнено. Умер Ниязов, и при эти резолюции нигде не упоминается", - считает Нурмухаммед Ханамов.

Впереди в повестке дня двухнедельного совещания - вопросы демократических выборов, торговли людьми и свободы СМИ. Последней теме посвящены два рабочих заседания.

Тэги:
Лента

Лента новостей