...

Военная атака на Иран не стоит на повестке дня в США - американский профессор Раймонд Тантер (ИНТЕРВЬЮ)

Ядерная программа Материалы 16 февраля 2010 09:07 (UTC +04:00)

Азербайджан, Баку, 15 февраля /корр. Trend У. Садыхова/

Интервью Trend с Раймондом Тантером, президентом Комитета по иранской политике в Вашингтоне, бывшим сотрудником Совета национальной безопасности США при Белом доме и бывшим личным представителем министра обороны США.

- Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что Тегеран уже обогатил некоторый объем урана до 20 процентов. Наблюдатели считают, что это лишь начало пути к основной цели - производству 90-процентного топлива, необходимого для ядерного оружия. Какие шаги Вы ожидаете от США для приостановки иранской ядерной программы на данном этапе?

- Самым незамедлительным шагом США станет принятие новых санкций в отношении физических и юридических лиц Корпуса стражей исламской революции, участвующих в осуществлении иранской ядерной программе. Министерство финансов США уже объявило о таких санкциях против генерала КСИР Ростама Гасеми и контролируемых им организаций, таких как инженерный институт Fater, институт инженеров-консультантов Imensazen, а также институты Makin и Rahab. США будут добиваться аналогичных санкций со стороны Совета безопасности ООН.

- Возможен ли выход Ирана из ДНЯО (Договора о нераспространении ядерного оружия)?

- Несмотря на то, что Иран официально не заявлял о выходе из ДНЯО, еще в июне 2003 года МАГАТЭ обвинил Тегеран в невыполнении обязательств Договора. Поводом для этого послужили работы по обогащению урана, которые тайно велись в стране до 2002 года, и обнаружение дополнительных ядерных объектов в тоннелях неподалеку от города Кум.

Последняя инициатива Ирана по обогащению урана до 20 процентов также рассматривается МАГАТЭ как нарушение обязательств ДНЯО, потому что процесс обогащения начался еще до визита инспекторов агентства. Однако иранский режим уверяет, что действует в рамках договора.

- Иран закупает некоторые необходимые для центрифуг детали на черном рынке. Согласно некоторым источникам, Тегерану, не без участия израильской и американской разведки, были доставлены бракованные детали, выведшие из строя работу центрифуг. Как Вы считаете, насколько данная информация достоверна? Как могут израильские и американские спецслужбы предотвратить дальнейшее развитие иранской ядерной программы?

- Вполне возможно, что американские и израильские спецслужбы пытаются сорвать доставку оборудования, закупленного Ираном для разработки ядерного оружия. В августе 2008 года The New York Times опубликовала статью о четырехлетнем сотрудничестве между ЦРУ и швейцарскими инженерами, которые, как известно, поставляли оборудование в Ливию и Иран. ЦРУ заплатили им миллионы долларов за поставку Тегерану бракованных материалов. Такой саботаж, возможно, и привел к недостаточному прогрессу иранской ядерной программы.

Я считаю, что спецслужбы США и Израиля продолжают свои усилия в данном направлении.

- Какова вероятность применения США военной атаки против ядерных объектов Ирана?

- На данный момент военная атака не стоит на повестке дня в Вашингтоне, хотя официальные лица США не исключают такую возможность в будущем. США пока предпочитают обходиться санкциями против физических и юридических лиц, которые участвуют в ядерных разработках Ирана. Следующим шагом могут стать санкции в отношении энергетического сектора Ирана путем ужесточения импорта бензина. Однако применить подобные санкции на многосторонней основе будет сложно, поэтому особого экономического воздействия, способного убедить Тегеран отказаться от ядерной программы, от них ждать не приходится.

- Как Вы оцениваете изменение политики России и Китая в отношении Ирана?

- России и Китаю невыгодно развитие иранской ядерной программы, однако эти страны неохотно соглашаются признавать санкции, способные навредить деловому сотрудничеству с Тегераном. Почти весь 2009 год Россия и Китай ратовали за переговоры с Ираном, однако позиция этих стран изменилась в сентябре после обнаружения новых секретных объектов по обогащению урана в городе Кум. Усугубило ситуацию также выступление президента Ахмадинежада в феврале этого года, заявившего о начале обогащения урана до 20 процентов на территории страны.

Лента

Лента новостей