...

Судьба договора об обмене иранского урана из-за спорных условий остается неопределенной

Ядерная программа Материалы 26 мая 2010 16:56 (UTC +04:00)
Будущее подписанного Ираном договора с Турцией и Бразилией об обмене урана по-прежнему остается неопределенным из-за противоречивых обстоятельств, спорных условий и сложной ситуации. По мнению экспертов, в настоящее время приоритеты, интересы и позиции Ирана и Запада противоречат друг другу.
Судьба договора об обмене иранского урана из-за спорных условий остается неопределенной

Азербайджан, Баку, 26 мая /корр. Trend Д.Хатыноглу/

Будущее подписанного Ираном договора с Турцией и Бразилией об обмене урана по-прежнему остается неопределенным из-за противоречивых обстоятельств, спорных условий и сложной ситуации. По мнению экспертов, в настоящее время приоритеты, интересы и позиции Ирана и Запада противоречат друг другу.

В октябре 2009 года в Вене Иран в счет вывоза 1200 килограммов собственного низкообогащенного урана из страны запросил у Запада 120 килограммов урановых трубок с целью обеспечения топливом ядерной лаборатории Амирабад, расположенной в Тегеране. Если Иран был согласен тогда, то сегодня он отказывается от этого. Наконец, когда Иран 17 мая этого года согласился на обмен, Запад воспринял это с некоторой холодностью, более того, продолжил обсуждения по использованию санкций против ИРИ. 25 мая госсекретарь США Хиллари Клинтон назвала договор Ирана об обмене урана "авантюрой".

Член Европейского института исследований проблем безопасности (Research Fellow at EU Institute for Security Studies) Жан Паскаль Зандерс (Jean Pascal Zanders) сказал по телефону Trend, что обеспокоенность и подозрения по поводу иранской ядерной программы остаются до сих пор. "В центре внимания несколько тем для обсуждений; во-первых, проблема обогащения урана, уже долгое время не поддающаяся урегулированию. Основная проблема в том, что Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) не может ни окончательно сообщить о мирном характере иранского плана по обогащению урана, ни взять это дело под свой контроль", - сказал он.

Вице-президент комиссии иранского парламента по национальной безопасности и внешней политике Исмаил Косари сказал по телефону из Тегерана Trend, что Иран -член конвенции МАГАТЭ о нераспространении ядерного оружия (NPT), и действует согласно этому договору. "В заявлении Тегерана указано, на каких условиях будет отправлено 1200 килограммов низкообогащенного урана в Турцию и на каких условиях будет передан 20-процентный топливный уран. Иран дал согласие на все вопросы в рамках договора NPT и в случае подписания всегда будет оставаться верен условиям договора", - сказал он.

Однако Зандерс считает, что урановый обмен для Запада не является главным приоритетом и его не интересуют обещания и гарантии, данные Ираном по этому поводу.

МАГАТЭ в своих докладах часто отмечало, что Иран не сотрудничает с инспекторами этого агентства.

По мнению Зандерса, еще одна причина для обеспокоенности Запада - это иранский запас низкообогащенного (3,5 процента) урана.

В первый раз Иран пришел к согласию с МАГАТЭ и постоянными членами Совбеза ООН - Россией, США, Францией по отправке 1200 килограммов своего низкообогащенного урана за рубеж в обмен на 120 килограммов урановых трубок в октябре 2009 года. По словам Зандерса, в 2009 году этот обмен урана мог стать для Запада неким успешным шагом, чтобы исключить попытки Ирана создать ядерное оружие; но сейчас ситуация изменилась.

В октябре 1200 килограммов составляли 75-80 процентов от общего запаса иранского урана, но сегодня эта цифра снизилась до 50 процентов. За это время Иран смог повысить запас 3.5-процентного урана с 1500 килограммов до 2200 килограммов.

Если не учитывать технические проблемы, то в случае необходимости Иран потенциально может обогатить свои 2200 килограммов урана до 90 процентов и изготовить 2-3 ядерные боеголовки. Для каждой ядерной боеголовки требуется 22-50 килограммов 90-процентного урана.

По мнению главы Центра глобальных исследований в области международных отношений (Global Research in International Affairs (GLORIA) Center) Барри Рубина (professor Barry Rubin), план обмена урана между Ираном, с одной стороны, и Турцией и Бразилией, с другой стороны - не является темой обсуждений. Договор по обмену урана был отвергнут всеми постоянными членами Совбеза ООН и обсуждаются новые санкции в отношении официального Тегерана, сказал Барри Рубин Trend по электронной почте.

Несмотря на то, что постоянные члены Совбеза ООН назвали договор по урановому обмену Ирана положительным шагом, они не считают его "вполне удовлетворительным". Иран должен установить еще более прозрачный режим в своей ядерной программе и сотрудничать с МАГАТЭ, сказал 25 мая генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун.

Глава Ирано-Американского совета (Iranian-American Councle) Хушенг Амир Ахмади (Houshang Amir Ahmadi), критикуя столь холодное отношение Запада к договору по урановому обмену, сказал Trend, что этот шаг Ирана является для Запада подходящим моментом и может стать началом серьезных обсуждений по иранской ядерной программе.

Если будут продолжены обсуждения новых санкций против Ирана или если Совбез ООН примет новые санкции против этой страны, официальный Тегеран не только не согласится на урановый обмен, но и будет не в состоянии его выполнить, сказал в среду по телефону из Вашингтона Амир Ахмади. Самым реалистичным выходом из сложившейся ситуации будет временное замораживание санкций против Ирана со стороны Совбеза ООН и плана по обогащению урана со стороны Ирана. Этот удобный случай даст возможность официальному Тегерану провести урановый обмен и установить прозрачность своей ядерной программы.

Представитель правящей коалиции в парламенте Косари  сказал Trend, что если Запад не изменит свою жесткую позицию в отношении Ирану, то "к вывозу из страны не будет допущено и одного грамма урана". По его словам, обсуждения новых санкций против Ирана должны быть остановлены.

По словам Зандерса, вызывает подозрения факт продолжения Ираном обогащения урана до 20 процентов, в то время как он подтвердил свое согласие на урановый обмен.

С начала 2010 года Иран начал обогащать уран до 20 процентов для обеспечения топливом ядерной лаборатории Амирабад. В настоящий момент у Ирана имеется более пяти килограммов 20-процентного уранового газа (UF6). Запад утверждает, что у Ирана нет технологии по производству из уранового газа топливных трубок в лаборатории. Иран все еще продолжает обогащать уран до 20-процентного уровня.

По словам Амира Ахмади, Запад должен правильно понять позицию Ирана по ядерной программе и не принимать "нервозных" решений. По его словам, в 2009 году между президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом и его администрацией, а также в стране в связи с президентскими выборами произошел кризис. И Ахмадинежад не смог принять конкретное решение по обмену урана. "Запад должен понять, что Иран настроен на компромисс, чтобы избавиться от санкций и вытащить экономику страны из этой трясины. Чтобы воспользоваться этим случаем, необходимы обсуждения, а не усиление санкций. Ибо санкции никогда не остановят иранскую ядерную программу, наоборот лишь разрушат все дипломатические мосты",  - сказал Амир Ахмади.

Запад сильно сомневается в том, что Иран не собирается создавать ядерное оружие; Иран же отвергает все обвинения. В 2006 году Совбез ООН на основании пяти резолюций ввел против Ирана три экономические санкции. На данный момент обсуждается четвертый этап применения санкций.

В подготовке статьи принимали участие Т.Коняева и Т.Джафаров.

Тэги:
Лента

Лента новостей