Полад Гамидов, обозреватель Trend
На карте мира появилась еще одна ядерная держава. Ученым Ирана удалось произвести первую партию обогащенного до 20 процентов урана на территории страны без иностранного участия. Выступление президента Ирана Махмуда Ахмадинежада перед многотысячной демонстрацией по случаю 31-й годовщины празднования исламской революции внесло серьезное изменение в геополитическую оценку региона.
Исходя из концепции американского политолога Николаса Спайкмена, можно утверждать, что Иран, входящий в Римленд (rimland) - в зону противостояния США и Хартленда (Heartland - пространство, равное территории РФ), после вчерашнего выступления Махмуда Ахмадинежада стал более самостоятельной страной.
После таких перемен традиционное давление со стороны США и Европы на Иран может иметь фатальные последствия для стран региона. То есть, язык санкций и давления со стороны мирового сообщества ни к чему хорошему не приведет. Например, как пишет РИА Новости, в интервью агентству Рейтер руководитель Организации по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи сказал: "У нас нет проблем с обогащением. Мы можем обогащать уран до 100 процентов... У нас есть такая возможность. Но у нас не было и нет намерений делать это, если только нас не вынудят к этому".
Отметим, обогащение урана до 90 процентов достаточно для производства атомной бомбы.
Зададимся вопросами: зачем Ирану ядерные технологии, если в регионе и так существует напряжение? Почему США, находящиеся за океаном, считают ядерную программу Ирана угрозой своей национальной безопасности, а Россия и Китай более сдержаны в этом вопросе? С какой стати на фоне ядерной программы Ирана в СМИ всплывает информация о том, что у США на территории Турции есть ядерное оружие, и оно там давно находится?
Если опять обратимся к доктрине Николаса Спайкмена, которая рассматривает геополитику в рамках концепции стратегической безопасности США, Иран как ядерная держава не вписывается в планы США в зоне противодействия с Россией, так как Иран в этом случае становится неуправляемой страной.
Спайкмен считает геополитической осью мира Римленд (rimland), тянущиейся вдоль границ Хартленда через Европу, Ближний и Средний Восток, Индию и Китай. Хартленд осуществляет давление на эту зону, пытаясь объединить ее под своим контролем, в то время как США должны осуществлять политику сдерживания, и, следуя теории Альфреда Мэхена (основоположник американской геополитической школы), удушения континентальной державы, насыщая Римленд своими военными базами и создавая там военно-политические союзы.
По этой концепции, Турция, в отличие от Ирана устраивает США. Потому что на ее территории находится военная база США и Турция входит в НАТО. В свою очередь, нельзя не учитывать один нюанс: Турция, также как Иран, в равной мере обладает амбициями на лидерство не только в регионе, но и в мусульманском мире. Если гипотетически представить противостояние между Турцией и Ираном за лидерство в регионе, то можно понять смысл распространенной информации о том, что США хранит на территории Турции ядерное оружие. То есть, супердержавы могут воспользоваться амбициями двух этих стран для дальнейшего давления на Иран.
Как бы это не звучало пафосно, нужно отметить, что развитие ядерной технологии и фундаментальной науки в этой сфере является положительным фактором, если оно служит человечеству. Но если ядерная программа той или иной страны вселяет страх в сердца людей, и вызывает угрозу мировых войн, над этим стоит задуматься. Ядерная программа Ирана все больше напоминает "Гордиев узел" для США и ЕС.
Иран значится в стратегии национальной безопасности США как страна, нарушающая международные обязательства, и являющаяся спонсором террористических акций вне пределов своей территории. Учитывая такой подход США, трудно представить мирное будущее региона. Впрочем, мира в сравниваемом с "пороховой бочкой" регионе как такового никогда и не было. Замороженные конфликты сплошь и рядом.
Таким образом, Иран, осваивая ядерные технологии на уровне возможного приобретения атомной бомбы, может асимметрически противодействовать при конфликтной ситуации. Ядерная угроза является серьезной проблемой для любой супердержавы. Атомное оружие дает больше независимости даже самой маленькой стране и ставит ее почти на равных с любым противником.