...

ПАМЯТИ ПОЛКОВОДЦА И ГРАЖДАНИНА – специально для Trend Life российский писатель Рудольф Иванов

Культура Материалы 18 августа 2008 13:27 (UTC +04:00)
ПАМЯТИ ПОЛКОВОДЦА И ГРАЖДАНИНА – специально для Trend Life российский писатель Рудольф Иванов

ПАМЯТИ ПОЛКОВОДЦА И ГРАЖДАНИНА - специально для Trend Life Рудольф Иванов, профессор, академик Международной Академии Информатизации, почетный доктор Института истории АН Азербайджанской Республики.

Основанием для письма Всемирного русского народного собора (ВРНС) в адрес Президента России Дмитрия Медведева об увековечении памяти генерала Гуссейн-Хана Нахичеванского послужила моя книга ("Генерал-Адъютант Его Величества. Сказание о Гуссейн-Хане Нахичеванском". М., Герои Отечества, 2006). Дело в том, что Союз Писателей РФ, членом которого я являюсь, представлен в руководстве ВРНС и положительно оценил мой труд по возрождению личности Гуссейн-Хана Нахичеванского. Кстати, в мае нынешнего года в Москве вышло в свет второе, дополненное издание на азербайджанском языке, перевод которого выполнен в Нахчыванском госуниверситете. В Баку под покровительством Фонда Гейдара Алиева находится в печати третье, исправленное издание и тоже на азербайджанском языке.

В названии книги не случайно применен русский термин "сказание", поскольку героя моей книги я причисляю к обрусевшему азербайджанцу. В десятилетнем возрасте он поступил в Пажеский корпус Петербурга и, за исключением года службы в Тифлисе, на Кавказе не служил, а два сына и дочь по желанию Гуссейн-Хана приняли православие.

Жизнь и деятельность выдающегося российского военачальника Гуссейн-Хана Нахичеванского похожа на легенду.

Двадцать лет непрерывно Гуссейн-Хан отдал славному Конному Его Величества полку, пройдя путь от рядового до помощника командира. Гуссейн-Хана обожала, писала о нем в дневнике супруга Александра III, вдовствующая Императрица Мария Федоровна, а юный Великий Князь, дважды Наследник и последний российский Император, Михаил Александрович не чаял в нем души.

С начала неудачной Русско-Японской войны Гуссейн-Хану Нахичеванскому поручено сформировать в Петровске 2-й Дагестанский Конный полк. И хотя война была проиграна, но дагестанцы под командованием полковника Гуссейн-Хана своими ошеломляющими рейдами в тылы японцев прославили Россию, а грудь Гуссейн-Хана украсил главный военный орден святого Георгия.

Дагестанский полк еще находился в пути на родину, а Государь Николай II лично разыскивал Гуссейн-Хана телеграммами, чтобы получить согласие на назначение командиром Нижегородского Драгунского полка - первого полка Кавказской армии. На командование этим знаменитым полком имелась очередь из заслуженных офицеров, но в нарушение давних традиций Государь в ноябре 1905 года назначил Гуссейн-Хана вне очереди. Следом полку была оказана Высочайшая и редкая честь: в его списки был зачислен Царевич Алексей, а Гуссейн-Хану пожаловано звание Флигель-Адъютанта

Когда революционные страсти накалялись, Государь призвал Гуссейн-Хана вновь в Петербург и доверил командование родным ему и самым приближенным ко Двору полком - Его Величества Конным полком. Со времен битвы под Полтавой, когда началась история полка, генерал-майор Гуссейн-Хан стал первым и единственным командиром мусульманского вероисповедания.

В 1912 году командир Отдельной кавалерийской бригады Гуссейн-Хан производится в генерал-лейтенанты и назначается командиром 2-й Кавалерийской дивизии.

С первых дней войны Гуссейн-Хан командовал Конным отрядом и за подвиги Кавалерская дума в октябре 1914 года присудила ему Георгия 3-й степени. Второй Георгий Гуссейн Хану Государь лично вручал на фронте. В июне 1915 года Гуссейн-Хану было пожаловано высшее военное звание Генерал-Адъютант к Его Императорскому Величеству. Гуссейн-Хан был единственным среди мусульман действующим Генерал-Адъютантом.

Во все времена, когда Двору угрожала опасность, государи обращали свои взоры на Кавказ. Мировая война - не исключение. В начале Мировой войны принято решение о создании уникального ополчения из горцев Кавказа - Конной Туземной Дивизии. Ее формирование поручено именно Гуссейн-Хану, а командование - младшему брату Императора Михаилу Романову. После организации Туземной дивизии она вошла в состав 2-го Кавалерийского корпуса под командованием Гуссейн-Хана Нахичеванского. Как и ожидалось, горцы себя прославили, дивизию за ее отчаянные вылазки стали именовать "Дикой".

До Мировой войны в Русской армии было около 2,5 тысяч генералов, их число резко увеличилось с началом войны, но только два генерала из всей армии России Гуссейн-Хан Нахичеванский и его соратник и выдвиженец на командование 3-м Кавалерийским корпусом генерал Ф.А. Келлер отказались признать отречение Николая II, власть Временного правительства и были готовы оказать Государю вооруженную помощь. Не секрет, что генеральское окружение предало Государя, и он не зря в день отречения 2-го марта 1917 года в дневнике записал: "Кругом измена и трусость, и обман".

Назначенный Временным Правительством Верховный Главнокомандующий генерал Л.Г. Корнилов предугадал стремление большевиков к власти и предпринял ряд мер, дабы не допустить этой катастрофы. В июле 1917 года он назначил Гуссейн-Хана в Петроград в распоряжение Петроградского военного округа, чтобы, когда наступил час, вверить ему преданные войска. В августе 1917 года на Петроград была брошена известная нам Дикая дивизия, однако Корнилов при содействии большевиков был опорочен Керенским, и великий исторический шанс был навсегда упущен.

Когда большевики пришли к власти, Гуссейн-Хан, рискуя жизнью, не покинул пылающий Петроград. 18 мая 1918 года он был арестован чекистами Урицкого. Имеются убедительные доводы, но не свидетельства, что Гуссейн-Хан был расстрелян большевиками в Петрограде в январе 1919 года после объявления Красного террора. По постановлению о введении террора печать уведомляла о всех расстрелянных, но среди них Гуссейн-Хана не найден. ФСБ С.- Петербурга 6 февраля 2006 года также меня уведомило, что "По учетам лиц, приговоренных к расстрелу и в отношении которых приговор приведен в исполнение в Петрограде, Нахичеванский не значится". Версия об эмиграции оказалась досужим вымыслом. Поиски места и даты гибели Гуссейн-Хана продолжаются

Многочисленные заслуги и подвиги во благо Российского Государства Гуссейн-Хана Нахичеванского не дают нам, ныне здравствующим гражданам, ни малейшего права считать этого знаменитого Полководца и Гражданина "БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИМ".

Низкий поклон Всемирному Русскому Народному Собору за благородную инициативу увековечить на карте России имя Гуссейн-Хана, назвать его именем улицы в Москве и Санкт-Петербурге. Уверен, что солнечный Азербайджан, тем более, Нахчыван, не отстанут в своих инициативах. Они явятся достойной данью современников великому сыну азербайджанского народа, рыцарю верности, чести и мужества Императорской России Генерал-Адъютанту Его Величества Гуссейн-Хану Нахичеванскому.

Рудольф ИВАНОВ, 18 августа 2008

Лента

Лента новостей