...

Размышление о человеке

Культура Материалы 19 октября 2009 14:39 (UTC +04:00)
Люди многих поколений тысячелетиями, на разных концах Земли строят общую цивилизацию через культуру, создавая основу менталитета своей нации, своего народа. Стремление к независимости и сохранению государственности вызывали потребность бережливого отношения к складывающейся своей культуре и устремлённости её к новым достижениям, отмечая пройденный путь ощущаемыми Маяками. Бывает, что его свет, искажённый событиями, обстоятельствами или самим людьми, сбивает с верного курса и приводит на скалы, разбивающие многие жизни в тонущие осколки, оставляя от народов лишь строчки в истории. Такое тоже бывает. Ложь и заблуждения часто принимается за истину. И плата за это очень высокая.
Размышление о человеке

Назим Мамедов

Эссе.

Люди многих поколений тысячелетиями, на разных концах Земли строят общую цивилизацию через культуру, создавая основу менталитета своей нации, своего народа. Стремление к независимости и сохранению государственности вызывали потребность бережливого отношения к складывающейся своей культуре и устремлённости её к новым достижениям, отмечая пройденный путь ощущаемыми Маяками. Бывает, что его свет, искажённый событиями, обстоятельствами или самим людьми, сбивает с верного курса и приводит на скалы, разбивающие многие жизни в тонущие осколки, оставляя от народов лишь строчки в истории. Такое тоже бывает. Ложь и заблуждения часто принимается за истину. И плата за это очень высокая.

В повседневной жизни все своими делами выбирают и строят свои Маяки, большие и малые. Одни только для вступающих в жизнь близких, помогая им ориентироваться в ещё неизвестном, семейными преданиями передавая их из поколения в поколение. Другие титаническим трудом своим создают эти ориентиры для народов, наций, всех людей мира. В молодости всем представляется текущее время вечным для них. И, даже провожая в последний путь себе подобных, не могут представить себе её скоротечность.

И для того, чтобы очистить себе жизненное пространство, выпихивают предыдущее поколение, ранее тоже думавшее, что оно вечно и поступавшего точно так же. Однако, как в окнах пролетающего мимо поезда жизни, мелькают личные события. И всему, как всегда, приходит конец.

Но мы, действительно, вечны. Мы никогда не умрём. Мы повторимся в детях, внуках, в правнуках и в своих творениях больших и малых, в следах оставленных поступками в душах других, и потому будем во все времена, даже если наши потомки не будут такими как мы. И жизнь тоже будет другой. Но им передастся через Хранителей наша Культра, которая объединяет нас, когда бы мы ни жили.

Многогранность нашей Культуры, накопленной многими веками, вошедшей в нашу генетическую память ритмами и звуками, строем стихов, мелодиями, мугамом, миниатюрами, коврами, творениями гениев Низами, Хагани, Ширвани, Физули, Насими, Хатаи, Табризи, Султан Мухаммеда, Аджеми, Туси и многих, многих других известных и, возможно, более древних ещё неизвестных нашей истории, строивших храм нашей Культуры, той, которая сидит в нас и врывается независимо от нас в нашу жизнь. Это не формальные стороны этнокультуры. Это, нечто, глубоко отложившееся в нас, и ставшее нашей сутью, нашей неизменяемой частью, самостоятельно живущее в нас самих, совершенствующееся в своём развитии и требующее новые элементы отраженного через нас времени, магию изменяющеегося эмоционального богатства восприятия жизни, рождающей всё новых и новых творцов.

Эта созидательная работа передаётся из поколения в поколение, выстраивая Культуру, ориентирующую людей во все времена, и особенно ощутимая в период штормов в стихии истории, помогая тем самым сохранить семьи, роды, государства, народы и нации. Но только отдельным народам, группам людей удаётся поколениями строить самые высокие ориентиры, которые видны были бы из исторического далёка. Мало кто становится их незримыми Хранителями. И Всевышний помогает, выбирая Хранителей этих Маяков, наделяя их особым человеческим талантом и зрением. Незвучная, но безумно благородная работа быть Хранителями таких Маяков.

Азера Мустафазаде уже назвали Хранителем Слова. Я бы назвал его одним из Хранителей Маяков нашей Культуры, огни которого помогают найти верный путь большим и малым ковчегам спасения в галлопирующее время, взвивающее на дыбы события, в которых активно участвующие в них люди часто не помогают выжить, а скорее в ожесточении рвут друг друга. Меняются названия улиц, городов, стран, понятия принципов зла и добра. Иногда всё кажется хаосом или становится им, и этому противостоит только живая Культура народа и, наперекор всему, дышащая временем и хроняющая в человеке человечность через общение друг с другом. Культура не только обеспечивает тыл Лидеров-Вождей ведущих свои народы, но и дают возможность отстоять их право на жизнь и историю. Это помогает людям выжить в бурлящем водовороте перемен.

Один из Хранителей Маяка, Азер Мустафазаде - камертон совести, чести и достоинства. Он не меняет своего звучания и держит однажды полученный от Всевышнего тон отношений между людьми и миром, переполненному событиями, возносящими и ниспровергающими сами личности не только в социальном, но и в моральном плане. Тон очень чистый и точный, как в палате эталонов мер и весов. И это помогает многим выдержать сложность бытия. И мало кто в этот период может стать смотрителем Маяка и хранить его огонь для других.

У него великий талант поддерживать в людях надежду на лучшее, внушать веру в свои силы и возможности. В наше нелёгкое время идущей, одновременно, войны за сохранение оставшейся от предков ущемлённой территории и изменений общественной формации, трудно сохранить юмор и лёгкую самоиронию. Даже у очень талантливых людей, в такой период, изменяется представление о добре и зле, смещаются понятия и поведение, от неприспособленности к изменениям, появляется внутри злоба и горечь, забывая, что это и есть реальная жизнь в условия крутых поворотов истории и перемен, наша жизнь.

Его личное мировосприятие всегда свежо и постоянно, и подчинено самому главному - бережливому отношению к Кульуре, несмотря на трагические страницы истории, выживающей благодаря её носителям и хранителям её кодекса и чести, несущих облогораживающую её духовность.

Я знаю его многие годы, со школьных лет, в силу различных независящих от нас

обстоятельств, жизнь то сближала нас, то разделяла. Но он всегда притягивал, вызывая симпатию и уважение чистотой мыслей и благородством поступков, в которых

чувствовалась какая-то сидящая глубоко в натуре, мудрость человеческих отношений.

За многие годы прерывистого общения, я не слышал от него ни одного резкого слова, не говоря уже о грубости по отношению к кому-либо. Он всегда излагает свои суждения тонко, аргументированно, так, что становится яснее ситуация и без усиляющих лексику слов и фраз. Это, наверное, и есть культура, вживлённая в него генетически.

Он редко пишет из-за придирчивого отношения к излагаемому. Написанное им неизмеримо меньше того, что он чувствовует и делает для людей. Но на всём вышедшем из-под его пера чувствуется печать высокой пробы мысли, стиля и щадящая доброта к людям, умение поднимать их над обыденностью. Он избегает публичности. Но у него галлографическое зрение, он многое видит и умеет распознать очень слабые ростки маленьких открытий, которые могут вырасти в прекрасное. От него исходят позитивные флюиды, помогающие состояться таланту. Мир необъятен, а жизнь человека до обидного коротка и трудна, тем более творческая. Она меньше, чем мгновенье, мысль, несущая озарение и исчезающая за горизонтом памяти.Он с великим терпением рассматривает творенья других, выискивая в них новое и точно оценивая их. Как говорят у нас, "зярин гиймятини зяргяр биляр". У него нет заведомых приоритетов, есть ювелирно выверенный взгляд в само движение мысли.

Есть люди, как Азер Мустафазаде, по которым можно сверять время. Не положение стрелок часов. Время, которое можно назвать "нашим временем", когда тяжесть отражения его хода ложится на плечи живущих, своей сложностью в противоречии, кипящей переменами и, как направления бакинского ветра, разрывающей причинно-следственные связи её составляющих. Период напряжения состояния постоянного выбора. Это и есть наше время.

Мы все живём в выдуманном нами мире, мы живём в мире слов, иллюзий, только каждый в своём, подогнанным под себя. Это естественно, так как реальность непостижима отдельным человеком. Так проходит жизнь в стремлении к реальному, приближаясь, но так и не постигая её. А иначе мы не сумеем быть в мире с собой и обезумеем от раздирающих нас противоречий, конфликта "Я" и "Мир вне меня". Эта выстроенная иллюзия - наш односторонний компромисс, и он даёт возможность создать равновесие внутри своей "капсулы" жизни. И уже не имеет значения, что ты вообразил. Главное, как это помогает тебе выжить и остаться самим собой. Система нашего мышления приспособлена к этой виртуальности. Мы всё время зомбируемся, не ведая об этом, и зомбируем друг друга и интонацией, и тембром голоса, и парадоксальностью суждений и переносимым страхом.Так и вертимся в виртуальном мире ощущений, не доходя до сути реальности. Но окончательно впасть в мнимую жизнь не даёт Культура, помогающая сохранить суть нашей души, даже находясь в непримеримом противоречии.

Это хорошо знают и чувствуют Хранители света Маяков.

С возрастом время ускоряет мелькание событий, иногда превращая их в трудно

распознаваемый вихрь, несущий нас в неизвестное завтра. И в этой круговерти мы всё

более и более отчётливо начинаем понимать, на что потрачены прошедшие годы отведённой нам жизни. Кто увяз в рутине повседневности, не сумев оторваться от поиска благоденствия покоя, кто превратился в хищника крупного или мелкого, кто в рыбёшку "лоцмана", плывущего всегда перед носом акул, кто нашёл в себе силы и посвятил себя семье, не впутываясь в свалку толпящихся в страстном желании вкусить бремя какой-нибудь, хоть микроскопической, власти над кем-либо, не понимая, что это, прежде всего, огромная отвественность, а не броская мишура сопутствующих ей проявлений и благ. Но наши отдельные миры сближает и соединяет через незримые генетические связи, общая Культура, пробивающаяся сквозь века в наших поступках и мыслях, ориентируя нас светом своих Маяков.

Азеру Мустафазаде присуща некрикливая, мягкая, без категорических нот отрицания, независимость суждений, глубокий интеллектуализм не из модного информационного набора салонного эрудита, удивительно лёгкая аналитическая глубина мыслительного процесса, как бы обволакивающая собеседника без давления, для этого перемежающаяся шутливой интонацией сказанного, как бы приглашая его убедиться, что высказанная мысль проста и легка. И это приближает нас к ощущению реальности происходящего.

Сейчас проходит полоса кризиса доверия людей друг другу, наверное, отсюда и перешло в экономику. Это произошло потому, что люди увлеклись возможностями технического прогресса в личном материальном обустройстве и подзабыли о духовной части своего бытия, основы Культуры. Каждый активный наровит схватить кусок блага раньше других, пользуясь инструментами из набора лжи и предательства.

На всей земле люди живут в происходящих событиях и планами на будущее, которые во многом останется претворять потомкам. Главное - это не давать рождаться нетерпимости, переходящей в ненависть, чтобы она не вырывалась в пространство представлений о жизни, в отношениях людей. Время и лучшее, что есть в человеке, преодолевая все препятствия, облагораживают людей, отметая непродуктивное наносное событиями. Это и делают в повседневности Хранители Маяков.

Азер Мустафазаде всегда готов с огромным удовольствием рассказывать о лучших достижениях культуры, с такой заинтересованностью и теплотой, как будто говорит о своём детище, которого хочет, чтобы его полюбили. Он рассматривает культуру как национальное мировозрение, менталитет, что передаётся из поколения в поколение, храня достигнутые вершины и оставляя их в истории как вехи развития. Утратив их, народ поглощается другими народами, растворяется в них, исчезает. И потому требуются Хранители, несущие собой многобразие Культуры нации.

Общаясь, мы поневоле или преднамеренно пытаемся влиять друг на друга, передавать своё видение, привлекать к своей позиции, интонацией, ритмом разговора зомбировать. Плавное, угадываемое течение жизни и обстоятельность отношений сменились мельканием клипов событий и их восприятия, прерывистостью настороженных взглядов ставших зомби людей. И не каждому удаётся пройти через это и сохранить себя, своё отношение к жизни, к людям. Своим отношением между собой мы создаём среду, в которой живём. И Азер Мустафазаде, встречаясь с людьми разного культурного уровня, своей спокойной речью вносит ощущаемый другими, незаметный на первый взгляд, вклад в объединение разных частей нашего общества, способствуя их самоидентификации. Горизонт его интересов широк. Его стремление к полноте ощущений жизни, его пытливый, проникющий взгляд в неё наполнен стремлением понять и разделить со всеми проблемы нашего времени.

В пору нашей юности, на дне рождния Анара, выдающаяся поэтесса Нигяр Рафибейли с глубокой печалью в голосе сказала мне: "...неужели всё будет так и продолжаться и нас буду воспринимать через других, так не знающих и не понимающих, что мы есть, какие мы. Будет ли у нас, азербайджанцев, свой ренесанс и мы откроемся миру всеми гранями, или всё уже в прошлом". И сама же, чуть подумав, ответила: "...вся надежда на тех, кого мы сами же выращиваем. В жаркий день благодатную прохладу покоя можно найти только под сенью взращённого дерева". И смеясь, добавила: "...вам расти и растить такие деревья".

Прошло много лет, очень много всякого случилось, но я до сих пор помню эти её слова, полные глубокого смысла в том, что мы должны делать. Но, к сожалению, ещё мало кто это делает. Таким надо родиться, чтобы посвятить себя выращиванию "деревьев" культуры нации.

Правильно и с болью была высказана критика в недавно опубликованной статье философа Р.Мехтиева "Проблема азербайджанского эфира. Проблемы и обязанности", посвящённой анализу состояния азербайджанского телевидения, бесконечно пожирающего время и оглупляющего системой пустых, ничего не дающих развлекательных програм, слезливых сериалов, демонстрацией публичных конфликтов и скандальных историй, любыми средствами привлекая внимание аудитории для рейтинга в погоне за рекламными заказами, предавая забвению текущие проблемы и то, что страна ведёт в тяжелейшей международной ситуации борьбу за свою территориальную целостность. Такое, в конечном итоге, не утвердится отражением нашего периода истории и менталитета, но может создать извращённое представление у молодёжи о национальной культуре, накопленной народом, исказит и усложнит воспитание в них понятия самой культуры и интеллекта, чувства Родины и патриотизма.

Стремление людей к упрощённости в восприятии ведёт к формированию стереотипов, потребности в сжатости информации, в клипах бессмертной классики Культуры и истории изложенной в "Digest"-ах. В этих условиях, отдалённых и схематичных представлений о культуре, появляется возможность манипулирования поведением людей, освобождённых от ответственности за сохранение моральных ценностей, замещенной её суррогатом. Разве это может стать почвой для выращивания новых "деревьев" культуры и их создающих?

Оракулы с древнейших времён предсказывали скатывание человечества в моральные "тартарары". Однако цивилизация развивается, внося всё новые и новые элементы в понимание, что такое жизнь и место человека в мире. Каждое поколение вносит свой вклад в этот процесс и ни одно из них не может сказать, что оно сделало больше или меньше другого, и то, что оно делало, правильно или ошибочно. Все мы сильны судить других, особенно в ретроспекции. Тем болеее никакой ответственности при этом не несём за своё суждение. И жизнь есть жизнь. Она такая, какая есть. И если, что-то не сладилось, значит, тому были свои причины, о которых мы, возможно, и никогда не узнаем. Они стали историей потому, что тому были оъективные действовавшие на тот момент факторы. И отсутствие, и появление Великих Лидеров тоже имеет объективные корни востребованности в истории. Так уж сложился вектор событий и воздействующих на них сил. И провидение всегда выводило на вершины сильных, они, проявляя героизм и мудрость, становились Великими, как это было неоднократно в истории Азербайджана.

Азер Мустафазаде принадлежит к поколению азербайджанских интеллектуалов спокойно, без трибунной истеричности, крикливости и эпатажа, с достоинством несущих лучшие качества нации, ощущающих неповторимость своей жизни и от этого более требовательно относящихся к себе во времени и поступках, хорошо отличающих настоящее от "псевдо". Люди, в основном, в общении часто заявляют себя не теми, кем они являются в действительности. Все хорошо знают сами себя и хотят, чтобы их восприняли лучше, чем они есть. Это естественно. Мы всегда осознанно и неосознанно стремимся к выбранным идеалам. Азер Мустафазаде это принимает, но при этом чутко определяет интеллект и его симуляцию. Ему хорошо известно, что конечной целью интеллекта является не научное его приложение с бесконечными открытиями и изобретениями, а совершенствование самого человека в поисках цели и смысла своего сществования в этом мире. Такой уж человек он, Азер Мустафазаде. Ему уже 70 лет. Для некоторых это много, а для других - мало. Для Хранителей Маяков Культуры - это только пора зрелости. И его жизнь, текущая рядом с нашей, помогает понять ценность того, что мы делаем. Я не перечисляю вехи его жизненного пути. Его вклад не броский, но значительный, его незаметную поддержку и заботу ощущают многие творческие люди нашей культуры. Где он работал, где жил, с кем знаком и с кем дружен, кем почитаем, он знает лучше меня. Но он ещё не знает, каков он в наших глазах и в представлении друзей.

Как-то незаметно подкралось время и наших юбилеев. В печати зачастили даты,

поздравления, награждения известных всем имён и просто знакомых.

Дорогой Азер, благодарю тебя, что ты таков, какой есть. Всё это дал тебе Аллах и ты

с достоинством простоты несёшь полученный дар людям.

Лента

Лента новостей