...

80 лет! Пианистка XX века Тамилла Махмудова: " Моя дочь считает, что мне надо делать косметические операции"

Культура Материалы 22 апреля 2011 15:39 (UTC +04:00)
80 лет! Пианистка XX века Тамилла Махмудова: " Моя дочь считает, что мне надо делать косметические операции"
80 лет! Пианистка XX века Тамилла Махмудова: " Моя дочь считает, что мне надо делать косметические операции"

Азербайджан, Баку, 22 апреля /корр. TrendLife Вугар Иманов/

Ее имя хорошо известно москвичам, так как в Москве она играет часто и, что отличает ее, - неизменно новые программы. Последние десятилетия концертную деятельность Тамилла Махмудова успешно совмещает с преподаванием, являясь профессором музыкального факультета Московского государственного педагогического университета. Несмотря на то, что большую часть своей жизни Тамилла Махмудова прожила в Москве, она никогда не теряла связи со своей родиной, часто концертировала в Азербайджане и многое сделала для пропаганды культурного наследия страны.

Заслуженная артистка России, народная артистка Азербайджана. Обладательница ордена "Шохрат" - это далеко не полный перечень званий, которых удостоилась Тамилла Махмудова и оставила ощутимый след в истории музыкальной культуры. Смело можно сказать, что она вписала целую страницу в историю советского фортепианного искусства.

21 апреля знаменитой азербайджанской пианистке XX века профессору Тамилле Махмудовой исполнилось 80 лет. В последний раз Тамила Махмудова была на родине три года назад и представила общественности свою книгу "Музыкальные перекрестки".

В интервью Trend LifeТамила ханум рассказала.

"Когда мне было два года, меня повезли к дедушке, я там впервые увидела рояль, и это определило мою судьбу навсегда. В 2004-м году я была снова в этом доме и увидела этот рояль спустя семьдесят три года. Я плакала. Он уже не играет, но, по-моему, рояль меня узнал. Вообще непонятно, зачем мой дедушка в 1912 году вез в Шеки, в горы, где семьсот метров над уровнем моря, этот рояль. Но именно это многое предопределило в нашей семье. В одиннадцать лет я уже занимались репетиторством.Это было когда папа погиб, мама осталась без работы, и я давала уроки. Одна из девочек расплачивалась не деньгами, а мясом... (смеется). Когда у меня был семидесятилетний юбилей, ко мне подошла седая женщина и говорит: "Ты меня помнишь?". Оказалось, это та самая шестилетняя девочка, которой я преподавала", - вспоминала пианистка.

"Республика дала мне многое. Я народная артистка, имею орден "Шохрат", президентскую стипендию. Я должна быть достойна всех тех наград, которые получила. Меня в Баку всегда любили, но никто и никогда не предлагал вернуться и работать здесь. Никто не приглашал быть солисткой филармонии, работать в консерватории. Я не то, чтобы держалась за Москву, нет. Просто люблю свою работу. Я еще училась в аспирантуре, а у меня было полно гастролей - и по Союзу, и за рубежом. Я была в тридцати пяти странах с концертами. В Баку всегда с удовольствием приходили на мои концерты, но никто не спрашивал: "А зачем ты уезжаешь в Москву?".

- А как вы думаете, в чем причина этого?

- Я не знаю! Потом, когда уже появился Фархад Бадалбейли, стало ясно, что появился пианист, который может быть и солистом филармонии, и профессором консерватории. Есть такие хорошие пианисты как Мурад Адыгезалзаде и Мурад Гусейнов. Но в период, когда я была единственной, мне тоже не поступали никакие предложения.

- Не было обиды в душе из-за такого странного отношения?

- Я не могу сказать, что это обида, просто печаль. Помню такую детскую присказку: "Я вас люблю и уважаю, беру за хвост и провожаю". Меня в Баку любят и уважают, а когда я уезжаю, берут за хвост и провожают. В то же время меня специально приглашали на правительственные концерты.

- Как вы оцениваете уровень сегодняшних азербайджанских пианистов?

- Для этого мне надо хотя бы сидеть на каких-то экзаменах, но и на них меня не приглашают. Отдельно я знаю каждого из пианистов: и Фархада знаю хорошо, и Мурад Адыгезалзаде часто играет в Москве. Мурад Гусейнов хорошо играет. Я думаю, что все развивается нормально, счастлива, что все-таки иногда как-то вписываюсь в культурную жизнь Азербайджана.

- Вы были в стольких странах. В некоторых даже именно вы впервые представляли Советский Союз...

- Да, была масса интересных впечатлений. В Эмиратах, как вы, верно, заметили, я была первой артисткой от СССР. У меня есть видеопленка того выступления. Пришла такая роскошная публика, дипломаты, наследный принц. Для того, чтобы концерт был эффектней, параллельно с моей игрой был представлен видеоряд. Когда я играла "Кючяляря су сяпмишам", с экрана извергались реки и водопады. Это было потрясающе... Я всегда на всех гастролях отмечала, что представляю мусульманскую страну Советского Союза.

- В прессе много похвальных отзывов, статей, посвященных вам. Когда-нибудь вас критиковали?

- Бывало и такое, притом, по делу. В Индии я была два раза, первый раз в составе делегации. Встречались с Неру, Индирой Ганди, а во второй раз были просто концерты. Министерство культуры СССР никогда не знало толком, когда первый концерт. Приедешь, сам разберешься. Летела очень долго и трудно. По-моему, через Ташкент, Кабул. Ночью была задержка, я не спала. Когда меня встретили в Дели в пять вечера по их времени, то сказали, что уже сегодня концерт. А я не репетировала, не отдыхала. Начала концерт нормально, а потом пошло чуть похуже. Ну, я и подумала, кто здесь что понимает. А на следующий день вышла рецензия с обильной порцией критики. Оказывается, на концерте были музыковеды. Такой вот случай...

- Вы прекрасно выглядите. Секрет вашей красоты в активном образе жизни?

- Ну, ладно... Как я выгляжу? На свой возраст и выгляжу. Моя дочь считает, что мне надо делать косметические операции, подтяжки, но я этого не хочу. Я ведь работаю не лицом, а руками. Как бы ты не выглядела, если ты плохо сыграешь, тебе уже ничего поможет. Москва очень жесткий город. Попробуй не собрать зал... Провал и все.

- Вы до сих пор беспокоитесь перед выходом на сцену?

- Беспокоюсь, это мягко сказано, просто умираю...

Биография:

Родилась Тамилла Махмудова в Азербайджане в интеллигентной семье. Первое знакомство с роялем произошло в доме деда. Рано замеченная одаренность девочки позволили своевременно определить ее судьбу: Тамилла была принята в музыкальную школу - десятилетку при Азербайджанской Государственной консерватории. Музыкальная школа - десятилетка при Азербайджанской консерватории славилась своими традициями, и подтверждение тому целая плеяда блестящих музыкантов, композиторов и дирижеров, для которых остаётся по сей день Alma Mater. Школа давала не только музыкальное образование, но и развивала интеллект у детей. Обязательное посещение оперных и балетных спектаклей, концертов, драматических спектаклей, высокие требования к знаниям в области литературы и истории и т.п. входили в расширенную программу обучения.

Еще в юности Махмудова, ученица крупнейшего бакинского педагога К. Сафар-Алиевой, выступила с филармоническим оркестром, великолепно исполнив Второй концерт Листа. Этот успех способствовал раннему началу профессиональной карьеры - в 16 лет ученица музыкальной школы стала солисткой Бакинского радио. Однако большая концертная эстрада открылась для пианистки уже после окончания в 1954 году Московской консерватории по классу Якова Зака (у него же Махмудова совершенствовалась в аспирантуре).

В тринадцать - выступает с сольными концертами, в четырнадцать-даёт свой первый сольный концерт ( Второй концерт Листа) в сопровождении Большого симфонического оркестра под управлением Лео Гинзбурга.

Вся творческая деятельность Т.Махмудовой - это бесконечный процесс совершенствования мастерства. Вот уже почти полвека её имя не сходит с афиш СССР, России, ближнего и дальнего зарубежья. За эти годы Т.Махмудова многократно пересекала бывшую советскую державу с севера на юг, с востока на запад. Она объездила многие страны мира, побывала в Англии, Бельгии, Швейцарии, Дании, Люксембурге, Индии, Арабских Эмиратах, Тунисе, Венгрии, Польше... И всегда ее концерты сопровождались аншлагами и имели превосходные рецензии в газетах и журналах. Огромный, индивидуально выверенный диапазон ее репертуара говорит сам за себя. Это и монографические программы, такие как "Бах", "Бетховен", "Моцарт", "Шопен", "Дебюсси", "Венгерская фортепианная музыка" и неизменная в репертуаре "Азербайджанская фортепианная музыка". Стремление к расширению и обновлению репертуара, обращение к разнообразию музыкальной стилистики в произведениях разных эпох не могло не сказаться на неповторимости музыкального почерка Т.Махмудовой, на неординарном выборе программ. А с какими только дирижерами ей посчастливилось выступать! Более чем со 140 дирижерами выходила на сцену Т.Махмудова и среди них были Маэстро с мировыми именами - Кирилл Кондрашин, Геннадий Рождественский, Дмитрий Китаенко, Вероника Дударова, а также Роланд Фрайтцицер (Австрия), Андеас Паридис (Греция), Иноуе (Япония).

Особо следует подчеркнуть неизменный интерес Махмудовой к советской фортепианной литературе. Она зарекомендовала себя вдумчивым интерпретатором произведений Н. Мясковского (Вторая соната), С. Прокофьева, Д. Шостаковича (Первый концерт), А. Хачатуряна, Г. Галынина, Р. Щедрина, А. Эшпая. Наконец, Махмудова - убежденная пропагандистка азербайджанской фортепианной музыки. Крупным достижением артистки стало исполнение всего цикла фортепианных прелюдий Кара Караева и ряда его других сочинений; в ее интерпретации многие слушатели познакомились с произведениями Ф. Амирова, А.-Д. Гаджиева, С. Гаджибекова, А. Меликова, А. Султановой.

Несколько лет назад она удивила и поразила публику исполнением сложнейших музыкальных произведений на клавесине. Кроме того, Махмудова находит время и силы для написания литературных произведений различных жанров. Рецензии на концерты, рассказы о творчестве композиторов или собственные мемуары написаны легко, образно, остроумно и интересно. Как и со сцены во время исполнения музыкальных произведений, Тамилла Махмудова со страниц написанных ею статей, рассказов, очерков устанавливает контакт с читателями, расширяет их кругозор, приобщая к миру прекрасного.

Лента

Лента новостей