Соборная мечеть СанктПетербурга - одна из крупнейших мечетей Российской империи. Это самая северная мечеть в мире, которая к тому же до недавнего времени оставалась самым крупным мусульманским храмом в Европе. В 2010 году исполняется 100 лет с момента закладки первого камня в основание мечети. К этой дате приурочен сегодняшний рассказ об истории ее создания и существования на протяжении столетия.
Мусульмане Санкт-Петербурга уже с конца XVIII века пытались получить разрешение властей на выделение земли и строительство в столице мечети. В начале XIX века существовали готовые архитектурные решения по возведению мечети: проекты "Татарская мечеть" 1803 г. и "Татарское подворье в Петербурге" 1804 г., созданные под влиянием крымско-татарской культовой архитектуры, однако реализацию проектов власти отложили "впредь по удобности". В 1861 г. с прошением о разрешении открытия мечети выступил имам первого мусульманского прихода Санкт-Петербурга Мухаммед-Амин Хантемиров, сын уроженца Сергачского уезда Нижегородской губернии и предшествующего петербургского имама Мухаммед-Алима Хантемирова. На этот раз столичные власти ответили согласием, но проект не был реализован в силу позиции муфтия ОМДС Габдулвахида Сулейманова - также нижегородского татарина и уроженца с. Большое Рыбушкино, который имел личные счеты с семейством петербургского имама.
В 1881 г. план возведения Соборной мечети был, наконец, согласован со всеми ветвями власти, и началась кампания по сбору пожертвований на ее строительство, продолжавшаяся до 1905 г.
В 1906 г. был официально зарегистрирован Комитет по постройке Соборной мечети в Санкт-Петербурге, который в течение двух последующих лет организовал конкурс архитекторов по разработке проекта здания, а затем на средства бухарского эмира Сеида Абдул-Ахад-хана приобрел земельный участок и 3 декабря 1910 года, после торжественной закладки камня, приступил к строительству.
Соавторами проекта выступили архитекторы Н. В. Васильев (в его ведении находилась вся художественная часть проекта), А. И. фон Гоген и С. С. Кричинский. Монолитная железобетонная структура мечети сооружалась под руководством гражданского инженера Е. И. Гонцкевича, каменная облицовка производилась подрядчиком Г. Ф. Канном. В мастерских поселка Кикерино близ Гатчины изготавливались майоликовые изразцы для оформления портала, купола и завершений минаретов. Чтобы исключить возможную произвольность в оформлении, художник-керамист П. К. Ваулин командировал в Туркестан художника П. М. Максимова. В результате в мастерских "Ваулин и Ко" был воссоздан прием изготовления резной майоликовой мозаики, что способствовало точному в стилистическом отношении следованию прообразу, т.е. воспроизведению колорита и духа восточного искусства.
Грандиозная мечеть была вчерне открыта в дни празднования 300-летия дома Романовых 21 декабря 1913 г. Однако отделочные работы были полностью завершены лишь после революции, 30 апреля 1920 г. - эта дата указана на портале мечети.
Юридически Соборная мечеть стала правопреемницей первого мусульманского прихода, который в то время возглавлял ахун Мухаммед-Зариф Юнусов - уроженец с. Овечий Овраг (Куй Суы) Нижегородской губернии из рода потомственных имамов Биккининых-Абдулжалиловых. Его отец Мухаммед-Шакир Юнусов возглавил первый мусульманский приход столицы после отстранения Хантемирова в 1869 г., а в 1888 г. он передал ведение этим приходом своему сыну. Зариф-хазрат и провел первый общественный намаз при открытии Петербургской мечети.
С начала 1915 г. после кончины Зарифа-хазрата имамом мечети стал Жалялетдин Нежеметдинов (Соколов) - уроженец с. Пошатово все той же Нижегородской губернии, ахун из числа потомственных имамов Соколовых, которые вошли в историю своим служением в Ярмарочной мечети г. Нижнего Новгорода. Муэдзином с 1916 г. был Фатех Гималетдинович Юнусов, уроженец с. Чембилей Сергачского уезда Нижегородской губернии.
Будучи граждан-ским муллой, Ж. Нежеметдинов-Соколов в го-ды войны также исполнял обязанности ахуна Второй роты, и по службе был тесно связан с военным ахуном Петроградского гарнизона Мусой Бигиевым. Именно М. Бигиеву - одному из крупнейших мусульманских богословов России ХХ века - суждено было возглавить Соборную мечеть в революционный 1917-й год, а сам Жалялетдин-хазрат был расстрелян большевиками вместе со своим отцом и другими имамами в ночь с 13 на 14 февраля 1919 года между селами Семеновка и Пошатово на Нижегородчине.
В конце октября 1917 г. в Соборной мечети впервые в истории России прошел совместный намаз суннитов и шиитов, который провел военный ахун Петроградского военного округа Фаттахутдин Хасанович Девлеткамов (Давлекамов) - потомственный имам, выходец из г. Касимова, имам Ханской мечети этого города. В совместном намазе участвовали официальные представители петроградских мусульманских организаций, представители шиитской общины Санкт-Петербурга и специально прибывшие азербайджанцы-шииты из Закавказья, где весной 1917 года началось движение в сторону религиозного мира между шиитами и суннитами.
В 1920-х гг. Соборную мечеть возглавляли Я. К. Халиков и К. Б. Басыров. Оба они вместе с членами приходского совета, или "двадцатки" (Баймашев Абдулла, Багманов Мухаммедхан, Лукманов Исхак, Салаватовы Хусаин и Мустафа, Садердинов Ярула, Садеков Хасян), были арестованы в ночь с 15 на 16 февраля 1931 г.
В период воинствующего атеизма численность прихожан резко уменьшилась. В новых условиях у мусульман появились большие задолженности по уплате налогов. Существенной проблемой стало состояние здания: уже в начале 1930-х гг. комиссии отмечали выпадение отдельных элементов майоликовых деталей купола. С 1933 г. подвал мечети стал использоваться под овоще- и фруктохранилище; трест "Похоронное дело" осматривал помещение мусульманского храма для размещения в нем столярных мастерских.
10 июня 1940 г. Ленинградский городской совет депутатов трудящихся принял постановление "О закрытии мусульманской мечети". Мечеть была закрыта под предлогом невыполнения ремонта кровли, что приводило к разрушению здания. В том же 1940 г. мусульмане пытались оспорить решение властей, считая, что ремонт выполнен ими на 70%, однако обратный ход делу дан не был. С этого времени мусульмане под руководством неофициального имама из Гатчины Мутугуллы Хаметова стали собираться на пятничный намаз на Ново-Волковском мусульманском кладбище, которое тогда входило в состав пригорода.
В мае 1941 г. для экспозиции Музея истории религии и атеизма были переданы имеющие историческую ценность вещи, в том числе серебряные лопатка и молоток, хранившиеся в Соборной мечети с момента ее закладки. Мечеть предполагалось отремонтировать и использовать "под культурно-просветительное учреждение", хотя фактически в здании находились различные склады и овощехранилище. Однако из-за начавшейся Великой Отечественной войны власти также не выполнили работы по ремонту кровли. До 1949 г. в здании находился склад Ленгорздрава, а затем оно было передано Государственному Эрмитажу для создания в нем Музея Востока (первоначально - Музея искусства Средней Азии).
Сразу после окончания войны, мусульмане начали ходатайствовать о регистрации их общины и утверждении членов "двадцатки". В своих документах они отмечали, что число мусульман в городе составляет 15 тысяч человек. После передачи здания мечети Эрмитажу мусульмане обращались к властям с просьбами разрешить им построить на собственные средства молельный дом или передать общине пустующее здание начального училища при католическом костеле св. Станислава, закрытом в 1935 г. На имя Н. С. Хрущева, Г. М. Маленкова, К.Е. Ворошилова направлялись коллективные и личные (напр., от У. А. Богданова и Х. М. Камалетдинова) обращения.
В 1956 г. Соборная мечеть была возвращена верующим. Этому событию способствовали налаживавшиеся дружеские связи СССР с мусульманскими странами. Просьба президента Индонезии Ахмеда Сукарно включить ленинградскую мечеть в программу визита способствовала открытию мусульманского храма в январе 1956 г. и скорому приведению внутреннего убранства в порядок. Прихожане сами освобождали и ремонтировали здание, грузили складированное в нем имущество Ленгорздрава в присланные грузовики, выносили мусор, передавали в дар мечети ковры.
Имам-хатыбом Соборной мечети с момента ее открытия был утвержден А. Н. Исаев, который, помимо собственно религиозных функций, выполнял и представительские, принимая прибывающие в Ленинград иностранные делегации. Первой из них была делегация из Индонезии: Сукарно посетил мечеть в августе 1956 г. В ходе своего визита в город на Неве 10 мая 1958 г. мечеть посетил другой харизматический лидер мусульманского мира - президент Египта Гамаль Абдель-Насер. Посещение этой мечети стало важным элементом культурной программы визитов в Ленинград делегаций из различных стран Азии и Африки - Ирака, Йемена, Ирана, Нигерии и т. д.
Постоянными прихожанами Соборной мечети, кроме проживающих в городе мусульман, были студенты-мусульмане из развивающихся стран и приезжавшие в качестве туристов татары из Финляндии. Численность верующих на праздничных богослужениях особенно возрастала в том случае, если праздник совпадал с общевыходным днем. Совет по делам религии отмечал слабость атеистической пропаганды среди ленинградских мусульман.
Разрушение купола Соборной мечети и протечки продолжались, что привело к необходимости начала реставрационных работ. Большие суммы передавались прихожанами, мусульмане зарубежных стран также оказывали помощь в восстановлении мечети. Ремонт затянулся на десятилетия; в ходе него майоликовое убранство купола было заменено техническим фарфором.
С января 1972 г. по июль 1977 г. имам-хатыбом мечети являлся Х. В. Махмудов. С августа 1977 г. до настоящего времени ее возглавляет Д. Н. Пончаев.
После окончания восстановительно-реставрационных работ в 2003 г. во дворе мечети была установлена памятная доска со словами благодарности официальным лицам (А. А. Собчаку, В. В. Путину, В. А. Яковлеву и др.), а также отдельным представителям мусульманской общины, оказавшим финансовую помощь.
Источник: www.islamrf.ru