...

И джаз, и поле, и любовь… Футболист Валерий Гаджиев о себе, о времени и джазе

Интервью Материалы 28 ноября 2007 17:07 (UTC +04:00)
И джаз, и поле, и любовь… Футболист Валерий Гаджиев о себе, о времени и джазе

Азербайджан, Баку, 28 ноября /корр. TrendLife Лейла Сабзали/.Каждому человеку дается в жизни шанс. Обязательно дается и обязательно каждому. Но почему-то жизнь у всех складывается по-разному. При равных возможностях - различные результаты.

Человек, о котором пойдет рассказ, один из тех, кому был дан шанс. Послевоенное детство со всеми вытекающими последствиями, погибший на фронте отец, мать, работающая за двоих, улица... И был выбор: пополнить ряды хулиганов (явление послевоенного времени) или... Тогда проще было выбрать первое, без  "или". Проще, но только не для мальчишки, который в далекие 50-е века минувшего заслушивался джазом и играл в футбол.Я говорю о легенде отечественного футбола, полузащитнике или, как теперь называют эту профессию в футболе - плеймейкере "Нефтчи" Валерии Гаджиеве. Знакомство с судьбами людей состоявшихся интересно само по себе. Но меня, впрочем, как и многих, всегда волновал вопрос: что движет этими людьми в их самореализации? И в попытке найти ответ на этот, а попутно и другие вопросы, я пригласила  Валерия Гаджиева в... Джаз центр.

- Валерий, случайно узнала, что вы, ко всему прочему, джазовый  пианист. Как случилось, что джаз, стал вашей второй страстью? После футбола, разумеется.

- О, это с детства.  Тогда "гремел" трофейный кинофильм "Серенада Солнечной долины". И я мальчишкой влюбился в эту музыку. Ну, а потом - пластинки, тоже, в основном, трофейные. Время было послевоенное, люди радовались победе. Жили бедно, но весело. Была потребность в радости, в музыке. Вечерами  собирались во дворах,  играли... Кто на аккордеоне, кто на гитаре,  кто - еще на чем. Не было тогда ни телевизоров, ни проигрывателей, зато - были патефоны. Во дворах собирались возле них - послушать.  Некоторые - танцевали. Многие, наверное, сейчас в это не поверят.

- А что потом?

- Потом я начал серьезно играть в футбол, меня взяли в детскую команду при стадионе, тогда имени "Ленинского комсомола". Сначала  боялся, что меня не возьмут из-за моего небольшого роста. Я просил тогда у тренера: "Я тут самый маленький, вы меня, наверное, выгоните?". Но он ответил: "Мал золотник, да дорог", - и взял меня. Тренировали нас тогда замечательные люди - Кармаев В.К. и Шерехов И.А. Они и привили нам любовь к футболу, да и многие другие качества тоже. А музыкой я стал заниматься чуть позже. Как-то насвистывал дома футбольный марш, услышала соседка - педагог музыки, и уговорила мать отдать меня в музыкальную школу.  Она же мне и преподавала потом по классу фортепиано. Учился я везде хорошо, но совмещать футбол, музыку и школу оказалось не под силу. И  музыку я тогда оставил, о чем потом долго жалел.

- Но, насколько я знаю, с музыкой вы все-таки не расстались?

- Ни в коем случае, играл сам, подбирал на слух все модные тогда песни. А потом  потихоньку увлекся джазом. Я сам "разинский". В тот период в поселке Разина (Бакиханова) жили многие джазовые  музыканты Баку. Мы подростками "крутились" возле них. Я внимательно смотрел и слушал, потом повторял дома. И еще, была такая передача на радио - "Тайм фор джаз", на волне 31-25, начиналась в 23.15. Целое поколение музыкантов нашей страны обязано этой передаче...

- Кажется, это был своеобразный джазовый ликбез?

-Именно!  Передачу слушали, даже, несмотря на то, что в то время это было не так уж и просто. "Вражеские голоса", все же. Вот тогда-то я и познакомился с такими великими исполнителями, как Фрэнк Синатра, Элла Фицджеральд, Оскар Питерсон, Дюк Эллингтон. А в музшколу я вернулся, правда, значительно позже, будучи уже взрослым  игроком команды "Нефтчи".

- Расскажите немного о футболисте Гаджиеве...

- Начинал в "Нефтчи". В 60-м - армия, служил в Тбилиси. Там тренировал тбилисскую команду "Одо". Затем снова Баку - "Нефтчи". В 66-м году стали бронзовыми призерами. Оттуда попал в Москву, сначала в московское "Динамо", затем в состав сборной СССР. С 72-го года был на тренерской работе. Работал в федерации начальником отдела сборных команд. Работаю и сейчас - комиссаром на матчах чемпионата Азербайджана. В свое время еще и филфак  университета умудрился закончить.  

- Вы забыли упомянуть еще об одном факте,  что в бронзе "Нефтчи" - ваш гол.  И, все же, давайте вернемся к музыке.  Много ли было  в вашей джазовой жизни публичных выступлений?

- Достаточно, в основном, во время поездок в составе футбольных команд. Наиболее памятным  было выступление в Токио, в "Акасака  принц отеле".

- Кажется, именно этим выступлением вы покорили сердце прекрасной дамы, ставшей впоследствии вашей поклонницей. Если не ошибаюсь, это была вдова Рихарда Зорге?

- Да, была такая история... А еще я выступал в джаз-клубах и ресторанах Москвы, когда играл в составе сборной СССР. Но самой  большой моей мечтой, к сожалению, несбывшейся, было сыграть в биг-бенде.

- Вы никогда не сожалели о том, что не выбрали  музыку?  

- Музыка всегда была со мной. Может, это она меня выбрала?  Зато теперь джаз играет мой внук - Фариз. И даже  был участником  одного из  бакинских джаз-фестивалей.

- И дедушка очень горд?

- И горд, и рад. И сделаю все, от меня зависящее, чтобы помочь ему стать настоящим  музыкантом. Он и сейчас уже играет сложнейшие вещи, а учится у "великих", т.е. - по записям. У меня ведь дома огромная фонотека. Очень хочу, чтобы у него все получилось, ведь музыка - это духовность. А  без нее он будет слабым.  

Лента

Лента новостей