...

Хотелось бы, чтобы творчество мое не исчезло бесследно – народный артист Азербайджана Алим Гасымов

Интервью Материалы 12 марта 2008 11:19 (UTC +04:00)
Хотелось бы, чтобы творчество мое не исчезло бесследно – народный артист Азербайджана Алим Гасымов

Азербайджан, Баку, 12 марта /корр. TrendLife Сафура/

Известно, что народный артист Азербайджана, прославленный мастер мугама Алим Гасымов начал творческую деятельность с исполнения народных и эстрадных песен. И до сих пор многие помнят его дуэты с эстрадными певицами Алмаз Алескеровой и Наилей Ханум. Но со временем ханенде попрощался с эстрадой и увлекся мугамом. Однако его творческий путь не был устлан розами. Было время, даже коллеги считали его безумным. А причиной этому стал новаторский подход исполнителя к жанру мугама. Образ дервиша, энергичная жестикуляция и исполнение мугамных композиций, сидя на полу, - все это вызывало среди специалистов неоднозначную реакцию и шквал критики. Но, несмотря на трудности и запреты, ханенде продолжал петь, как велело ему сердце, и время поставило все на свои места. Сегодня Алим Гасымов, завоевав мировую известность, наконец, получил признание и на родине. А беседуя с ним, хотелось бы отметить и его неподдельную искренность, весьма редкую среди его коллег.

- И все же, почему вы оставили эстраду?

- Став достаточно популярным на эстрадной сцене, я чувствовал, что мне чего-то все равно не хватает. Много экспериментировал и, наконец, нашел себя, исполняя мугам в так называемом стиле дервишизма. Когда я пою в этом стиле, поверьте, абсолютно забываюсь и чувствую себя совсем в ином мире. К сожалению, мое исполнение не понимали в свое время, да и до сих пор многие его не воспринимают. Но истинную оценку моему творчеству знают только настоящие мастера. Я путешествую по всему миру, мои концерты проходят с аншлагом - разве это не признание моего мастерства?

- Все это так. Но почему у вас нет последователей?

- Говорят, век живи - век учись. Но человеческий век очень короток для познания истоков и внутреннего мира дервишизма, его небесной музыки. Это довольно сложно и не каждый способен проникнуться им, понять его суждено лишь единицам из сотни талантливых музыкантов. Мои уроки часто посещают ученики, которые сидят и внимательно прислушиваются к моим советам, может быть, и получают удовольствие от моего исполнения, но никто не хочет вникать в глубины этого творчества. Поэтому-то до сих пор у меня нет учеников и последователей.

- А ваша дочь Фергана, которая постоянно выступает с вами, является последовательницей своего отца?

- Да, и это ее добровольный выбор. Я учился у великого мастера мугама Сеида Шушинского и был очарован его исполнением "Джахаргях" и "Хумайын". Мне не было суждено увидеть этого мастера, но я рос на его музыке, также как и на творчестве ханенде Муталлима Муталлимова, Зульфи, Гаджибаба Гусейнова. Наше поколение росло на других ценностях и, можно сказать, на другой музыкальной культуре. Мы старались учиться у легендарных личностей, слушать их живое исполнение, следить за эмоциями и переживаниями во время исполнения. Живой контакт с личностью был подобен прикосновению к кладези несметных богатств. Сегодня все это заменили магнитофонные записи и диски. Появилась возможность учиться не выходя из дома, но без духовности достигнуть высшего мастерства невозможно. Не знаю, может быть, придет время и появятся мастера, которые скажут, что учились на моем творчестве, при этом не были знакомы со мною, не слышали мое живое исполнение. Покажет время...

Может это звучит, как реклама, но хотелось бы остаться в памяти людей и чтобы мое творчество не исчезло бесследно.

- Вы часто бываете на гастролях. Не устаете от постоянных переездов?

- В свое время я об этом только мечтал, поэтому сегодня, слава Аллаху, когда поступает предложение из-за рубежа, с удовольствием соглашаюсь. Пока дышу, пока есть "порох в пороховницах", буду работать до предела. Но домашним поручил, если увидите, что я исчерпал себя, не отпускайте меня. Дело в том, что творческий человек постоянно бьет себя в грудь и кричит: "Я!..", он часто не понимает, когда ему следует остановиться. Мне 50 лет и пока я иду по своему пути.

- Сегодня стало модно отмечать юбилеи на государственном уровне. А почему ваше 50-летие осталось незамеченным?

- Не знаю. На одном из мероприятий дали какую-то награду в виде "звездочки-мвездочки" и все...

- Видимо это был орден Славы?

- Да, да, именно этот орден. Конечно, Министерство культуры и туризма обещало провести юбилей, но из-за гастролей в этот день - его перенесли.

- Сегодня некоторые исполнители не только юбилеи, но и обычные дни рождения пышно празднуют. Может 51-летие помпезно отпразднуете?

- Это делается для кайфа.Если такие праздники никому не мешают, люди развлекаются и отдыхают, то почему бы и нет? Я не собираюсь больше отмечать свой юбилей, но если кому-то охота это делать, то пусть проводит. Я настолько завяз в работе, что частенько и имя свое забываю, не то, что возраст.

- И о семье забываете, о детях и внуках?

- У меня один сын и две дочери. У сына пока нет детей, а у дочерей: у Дильруби - один, у Фярганы - четверо. Выходит, что я - пятикратный дедушка. Раньше я часто виделся с внуками, но сегодня от силы полчаса играю с ними. Уж очень они начинают шуметь и их трудно успокоить. Поэтому я быстренько ретируюсь...Вообще-то, я люблю тишину, а на концертах тоже шумно, поэтому и тороплюсь быстрее сбежать после них.

- Наверное, вас замучили разными вопросами?

- Нет, нет. Просто сейчас у нас репетиции перед зарубежными гастролями на Новруз Байрамы. Извините, но и от вас тоже придется сбежать...

Лента

Лента новостей