...

Буду искать в Баку закулисье... – Александра Кремер-Хомасуридзе

Интервью Материалы 19 сентября 2009 10:59 (UTC +04:00)
Буду искать в Баку закулисье... –  Александра Кремер-Хомасуридзе

Азербайджан, Баку, 19 сентября / корр. Trend Life Эльдар Гусейнзаде /

Она любит острые вопросы, предупреждали перед интервью. Спрашивать можно обо всем, и Александра Кремер-Хомасуридзе ответит на любой, даже самый каверзный вопрос. Честно говоря, поговорить о чем-то заковыристом не получилось, да и не захотелось... Почему? Просто попадая под обаяние этой очаровательной женщины, яркого фотографа, испытываешь желание говорить исключительно о чем-то добром и абсолютно мирском. Александра дала интервью Trend Life в преддверии своей выставки прямо в филармонии, где и завершала последние детали подготовки перед экспозицией Live Music.

- Александра, это Ваша первая выставка в Баку. Наверное, очень волнительно?..

- Открыть выставку в Баку для меня очень важно. Ведь здесь живет немало моих старых друзей - очень творческие люди: скульпторы, художники и, конечно, мне интересно показать им свое творчество. А предложение филармонии было настолько приятно, что не могла отказаться. Я вообще очень люблю это здание.

- Вы сказали, что Вас здесь окружают творческие люди, но, кажется, они Вас окружают просто по жизни...

- Да, мне повезло... Мне Бог по жизни подарил такое счастье, что я всегда встречаю каких-то потрясающих людей, и у меня с ними завязывается дружба. Это с детства повелось. С каждым новым человеком приходит новый мир, о котором ты даже не знал.

- Фотографировать творческих людей, думаю, нелегко, ведь, наверное, не каждый это любит. Как их уговорить?

- Их надо знать до съемки, чтобы они привыкли к твоему существованию. Еще их необходимо уважать, понимать, что человек на репетиции поначалу скован, только начинает работу с оркестром и не готов с ним играть, еще не расслабился, а я в этот момент начинаю щелкать. Он тихонько в ужасе, а иногда видеть тебя не хочет. Но я выжидаю и стараюсь быть соучастником действа. Тогда у тебя все получится. Надо знать привычки человека, знать, какой он за кулисами. Есть такие, которые ненавидят, когда их фотографируют за кулисами, а бывают и, наоборот, обожающие, когда их так ловят: если не пришел, они обижаются.

- С кем сложнее всего было работать?

- С Плетневым. Видите, какие зажатые кадры. Он очень умный и творческий на сцене, но перед фотографом зажатый человек. Я его хорошо понимаю, потому что сама такая.

- А легче всего?

- Башмет очень творческий, Азава, прекрасен перед камерой Йо Йо Ма. Многие поддаются этой игре, тем более, если ты их несколько дней снимаешь. Вот сейчас в Баку Венгеров приедет, и я три-четыре дня буду его снимать. Когда я закончила проект Live Music, то подумала: "Боже, какое счастье, наконец, буду сидеть в зале, слушать концерт". Ведь я постоянно за кулисами и нормально послушать не могла.

- То есть музыку на концерте Венгерова послушать нормально опять не удастся...

- Конечно, нет. Я снова буду сидеть и ждать те самые моменты, когда он выскочит в ажиотаже... Венгерова я давно хотела сфотографировать, глубже раскрыть его образ.

- Как-то специально позировать все эти знаменитости любили?

- Нет, есть, конечно, кто делал какие-то пафосные кадры. Они так любили заниматься самолюбованием, смотреть на себя со стороны. Это тоже бывает, и слава Богу, потому что для меня так появляется какая-то игра фантазии, образ. Здорово, что они такие творческие и могут показывать себя с разных сторон.

- У Вас все кадры черно-белые - почему?

- Я очень люблю черно-белую пленку. Это просто мое личное пристрастие. В цветном есть цвет, но нет света и тени. А я вот иногда смотрю на лицо, сфотографированное на цветную камеру, и вижу голубые глазки, розовые щечки, но нет там игры света. А в черно-белом всегда есть лицевая, теневая сторона.

- А фотографы любят, когда их фотографируют?

- Не знаю, как остальные, но я абсолютно не люблю. Я иногда просто заставляю себя, потому что просто нужно. Я ужасно зажата перед камерой и предпочитаю тех фотографов, которые снимают меня, когда я иду, когда они сами видят творческий процесс, а позировать - это ужасно. Да я и сама почти никого позировать не просила. Только одна съемка была с Ашкенази. Милейший человек, который все позировал и позировал. Я попросила его: пожалуйста, не надо, я сама ракурс найду. Он перестал. Прошло два года и кто-то у меня спросил: "А как тебе удалось сфотографировать Ашкенази, он так этого не любит и отгоняет всех фотографов". Тут я поняла, что он из уважения старался и позировал, а я его только гоняла, что нет, не надо. Я ненавижу, когда люди позируют и смотрят объектив. Люблю все пойманное, неожиданное и схваченное.

- Вы всегда снимаете только на пленку...

- Да, я не могу на цифровой фотографировать.

- Даже странно. Сейчас ведь большинство фотографируют, потом смотрят на монитор, если не получилось, то заново переснимают ...

- Я так не могу. У меня, конечно, есть цифровые камеры, но я их для домашнего пользования оставила.

- То есть Вы всегда уверены в своем кадре?

- А как можно быть уверенным в своем кадре? Я как раз совсем не уверена и не знаю, что будет, в чем и есть вся прелесть работы. Кроме того, я ведь еще и реставратор. Когда ты печатаешь после цифровой камеры, то качество фотографии совсем другое, и как реставратор я его не воспринимаю. Пленка делат красивей работу, у нее другая текстура...

- Баку фотографировать будете?

- Я специально оставила шесть дней для съемок. Пока очень занята в связи с подготовкой к вернисажу. Если честно, не очень люблю их проводить, но они нужны. А следующие шесть дней поезжу по Баку... Что буду фотографировать? Секрет. Хочу поймать какие-то моменты старого города и за город выехать хотелось бы.

- А снимать Баку сейчас интересней?

- Конечно, город стал гораздо лучше, но я не люблю пафосные кадры, люблю закулисье. А в Баку осталось мало закулисья. Все очень хорошо почистили, красиво, но ничего, будем искать.

- Кстати, Вы сказали, что выставки не любите...

- Абсолютно! Я не люблю быть в лучах софитов. Делаю это, только потому, что так надо. Это мой труд и его надо показывать. Фотограф должен показывать продукт своего труда, но это мучительно. Я готова строить эти выставки, клеить, пилить, прибивать, но потом наступает момент, когда надо одеться красиво, мне становится не по себе. Душа отлетает куда-то в сторону и остается одно тело. Я не испытываю удовольствия от гламурной выставки, невольно начинаешь задумываться о том, что я здесь делаю и кому все это нужно. Но так надо, и слава Богу, что всем нравится. Видимо, ложная скромность у меня во всем этом есть...

Александра Кремер-Хомасуридзе родилась в Москве, жила до 1989 года в Баку. Грузинка-азербайджанка-русскaя, уже 20 лет как француженка и парижанка. Училась в Парижских фотошколах EFET и IRIS, Institut National Gemmologie de Paris и Art Scool of A.Azim Zade в Баку. В рамках XI Бакинского Международного кинофестиваля будут представлены работы фотографа.

Лента

Лента новостей