...

Путевые заметки, Или сказ о том, как на Руси жить хорошо

Социум Материалы 30 апреля 2007 15:31 (UTC +04:00)
Путевые заметки, Или сказ о том, как на Руси жить хорошо

Азербайджан, Баку, 30 апреля /корр. TrendLife Вюгар Вюгарлы/

Часть первая

На границе тучи ходят хмуро

Свою командировку в Поволжье я ожидал с нетерпением и некоторым беспокойством. С нетерпением, потому как хотел навестить старых друзей и, естественно, подружек, а с опасением - из-за вечной неприязни местного населения к кавказцам. Но, если нетерпение себя оправдало (подружек стало гораздо больше), то опасения оказались напрасными. А теперь - обо всем по порядку.

Состав Баку-Тюмень, проезжающий через всю поволжскую зону и Урал (Астрахань, Саратов, Сызрань, Самара, Екатеринбург) и финансируемый одним крутым азербайджанским бизнесменом (именно он растянул маршрут от Екатеринбурга до Тюмени -прим.авт.), удивил меня своей чистотой и присутствием туалетной бумаги даже в плацкартных вагонах. Удивление мое продолжало нарастать вплоть до азербайджано-российской границы, когда я заметил, что в поезде нет сотрудников уголовного розыска, еще пару лет назад беспокоивших пассажиров своей бесцеремонностью.

Напевая про себя песенку "До чего дошел прогресс", от нечего делать я стал внимательно изучать билет, выданный мне кассиршей с музыкальным именем Айгюн Байрамова. И тут появился повод для беспокойства (ну не может у нас быть все так гладко!). В билете время отправления поезда было местным, а время прибытия московским, хотя об этом нигде указано не было, то есть встречающие могли проторчать на самарском перроне лишний час в ожидании гостя. А между тем, в российских билетах всегда четко указывается - время прибытия и отправления поезда - московское. Немного раздосадованный этим обстоятельством, я даже не заметил, как подкралась ночь, а вместе с ней и граница. Вот на ней все было, как обычно - вымогательство со стороны азербайджанских и российских таможенников, и безупречная служба как наших (с некоторыми оговорками, о которых чуть позже), так и российских пограничников.

Надо отметить, что раньше азербайджанские защитники границ заметно уступали в вежливости и честности россиянам. Кстати, то обстоятельство, что после многочисленных жалоб азербайджанских пассажиров "шмон" поездов доверили ростовским, а не дагестанским силовикам, весьма положительно сказалось на состоянии проверок - массовые грабежи и рэкет со стороны лезгин прекратились, и сейчас они довольствуются только незначительными сборами на таможне, выдавая себя за службу сопровождения. Успеют "оттяпать" по сто рублей с пассажира в перерывах между погран- и таможенной проверками - повезет , а нет - так и останутся без "хормята" - это слово для дагестанских лезгин, несомненно, под номером один в их скудном азербайджанском лексиконе.

Пройдя эту пограничную "чистку", пассажиры принимаются подсчитывать убытки и с жаром обсуждают, кто кому и сколько дал "на лапу". Выясняется, что если от российских пограничников многие отделались легким испугом, то азербайджанские сняли с каждого пассажира, как минимум, по 50 рублей.

С таможенниками все обстоит наоборот - наши оказываются гораздо добрее, чем российские, и отпускают своих почти с миром (почти - это 50 рублей), в то время, как "даги" снимают с каждого, минимум, по стольнику, выдавая сие за сбор пошлин с миграционных карт. И это при том, что существуют правила и распоряжения - МИГРАЦИОННЫЕ КАРТЫ ВЫДАЮТСЯ БЕСПЛАТНО!

Итак, находясь под впечатлением ночных кошмаров, мало кто из пассажиров может заснуть до утра, зализывая свои финансовые раны. Я же выхожу живехоньким из этого ночного кошмара только благодаря своему юридическому образованию и журналистским удостоверениям, которыми я был обвешен, как поясом шехида. И само собой, проверяющие не хотели нарываться на рожон, мило улыбаясь мне хотя бы в лицо. В таком коматозно-подавленном состоянии мы провели первые сутки 52-часовой поездки в Самару.

Вторые сутки начинаются более оптимистично. Первый поволжский город Астрахань, первые девчонки - короткие юбчонки. У мужской части вагона сразу появляется аппетит, и под предлогом "выйду куплю чего-нибудь" они мгновенно ретируются из поля зрения своих жен, выпрыгивая из вагонов. Забегая вперед, скажу, что на остановках в Саратове и в Самаре история повторяется.

Меня же, в силу рода деятельности, больше интересует нечто другое. А именно, я замечаю, как свободно держатся люди, как они не стесняются выплескивать свои эмоции, как им нет дела ни до какой политики. В то же время радует, что уже нет той настороженности и глубокой неприязни к кавказцам, в целом, и к азербайджанцам, в частности, какую я видел в том же Саратове еще лет пять назад. Местная милиция уже больше не караулит гуляющих по перрону вокзала пассажиров, никто не устраивает проверку документов. Все так "клево", что хочется сойти с поезда прямо сейчас и попросить в Саратове "политическое убежище".

Но, мне нужно в Самару, а она оказалась не столь гостеприимной. Однако, это уже другая история...

Лента

Лента новостей