...

Японцы, мы и Каспий

Социум Материалы 7 мая 2007 11:40 (UTC +04:00)
Японцы, мы и Каспий

Азербайджан, Баку, 7 мая /корр. TrendLife Ширин Манафов/

Биолог Лятифа Меликова побывала недавно на конференции в Токио. Ее впечатления можно выразить одной фразой - "я вернулась из XXII века. Если бы в Японии относились к морю так же, как мы к Каспию, японцы давно бы вымерли".

Л. Меликова давно изучает состояние прибрежной полосы Каспия. Конечно, это радостно, что начала возрождаться фауна и флора побережья около Сумгайыта. Но ведь это не наша заслуга, просто сокращен выброс отравляющих Каспий отбросов с ряда сумгайытских химических предприятий.

"Наше отношение к Каспию по-прежнему остается потребительским, примитивно-варварским. Мы "вырываем" из него крохи, когда море может дать миллиарды. Я хотела бы поделиться своими впечатлениями о поездке в Японию. Контраст разительный, особенно если сравнивать состояние бакинской бухты и токийского залива, на побережье которого раскинулись гигантские мегаполисы Токио, Иокогама и ряд других городов. Залив опоясывает крупнейшая в мире индустриальная зона. Здесь расположено много портов, связывающих Японию с внешним миром. С другой стороны залива расположен один из крупнейших в мире аэропорт Ханэда. И, тем не менее, токийский залив дает жителям прибрежной зоны львиную долю потребляемой ими рыбы и водорослей. Тысячи рыбаков ежедневно выходят на рыбный промысел", - сказала Л. Меликова.

Экология и экономика

Причина процветания залива возле мегаполиса - строжайший экологический контроль. Организации, загрязняющие залив, будут немедленно разорены штрафами, даже если это мэрия города. Расходуются огромные средства на очистные сооружения, но все это окупается благодаря стабильно высокому улову рыбы в заливе. Наших ученых отвезли на рыбную ферму вблизи Токио, это был один из 12 тысяч рыбных кооперативов в Японии. "Рыбак Ито сказал нам, что занимается ловлей морского угря уже сорок лет, причем, только в токийском заливе и ни разу не выходил в океан, - рассказывает Л. Меликова. Зимой ловит камбалу, летом - головоногих, а морского угря - круглый год. Морской угорь из токийского залива ценится среди гурманов за нежный вкус. Все это было вдвойне обидно слушать мне как бакинке и биологу. В советский период Баку превратил свою живописную бухту в мертвую зону. Тогда как токийский залив дает такой улов, что ежедневно к восьми утра на токийский оптовый рынок за рыбой съезжается сорок тысяч торговцев, которые развозят рыбу по супермаркетам и ресторанам 12-миллионного мегаполиса.

Почти половина рыбы из прибрежных вод Японии не поймана, а выращена на рыбных фермах. В 2006 году валовый продукт морского рыбного хозяйства составил 1 220 000 тонн. Половину этой гигантской цифры дали морские фермы. В основном, на них разводятся камбала, рыба-фонтан, желтохвост, желтая щука и морской лещ, а также устрицы и эскалопы. Не менее одного раза в месяц все члены рыбного кооператива выходят на лодках на очистку прибрежных вод от мусора. В этом принимают участие рыбаки и члены их семей. Даже детей приручают ухаживать за токийским заливом-кормильцем".

Чем можно поразить японца?

Рассказом о том, что жители морского побережья Абшерона используют нитраты на своих огородах и ядохимикаты, которые очень скоро оказываются в море. Тем, что "рыбная производительность" Каспия за последние 30 лет упала в 50 раз. Тем, что жители побережья одного из богатейших в мире моря зарабатывают себе на жизнь выращиванием гвоздик и помидоров. Услышав такое, японцы пришли бы в неописуемый восторг: значит, у Азербайджана есть запасное Каспийское море?

В Японии жители прибрежных сел, живущих за счет моря, не то, что нитраты на огородах, не используют даже дома синтетические моющие и чистящие средства, только специально созданными экологически чистыми моющими средствами, хотя они гораздо дороже.

В последние годы улов в прибрежных водах Токио уменьшился, поэтому создана государственная программа поддержки развития морских ферм. Цель этой программы - защита морских природных ресурсов, обеспечение регулярных поставок рыбы, выращенной на морских фермах. Подсчитано, в 2020 году не менее 80% потребляемой в Японии рыбы будет из этих морских инкубаторов. Технология полного цикла, от икринок до взрослого состояния для морского леща, рыбы-фонтан и камбалы разработана еще 20 лет назад и внедрена во всех японских морских фермах. НИИ рыбного хозяйства при университете Кинки разрабатывает сейчас полный цикл искусственного выращивания голубого тунца. Это огромный прорыв в экономике, равносильный, как шутят японцы, открытию в Японии залежей урана, золота и нефти, поскольку голубой тунец очень популярен среди японских потребителей. Тунец представляет собой типично мигрирующий вид. И значит, за голубым тунцом последуют технологии для других деликатесных мигрантов, например, для сельди или форели. В этом случае Япония станет, если не владычицей морей, то, как минимум, поставщиком рыбы и других морепродуктов для всего мира. Не удивляйтесь, если через 20-30 лет мы будем закупать каспийскую икру в Японии, где, кстати говоря, ее очень любят.

Лента

Лента новостей