...

Южный газовый коридор: интрига сохраняется

Исследования Материалы 25 октября 2011 16:09 (UTC +04:00)
Остается немного времени до того момента, когда азербайджанское правительство санкционирует начало разработки второй фазы месторождения "Шах-Дениз". Представители проектов по доставке азербайджанского газа в Европу один за другим посещают Баку, чтобы в переговорах с руководством страны расставить последние акценты в преимуществах предлагаемых ими вариантов перед тем, как будет сделан окончательный выбор маршрута транспортировки. Вслед за приезжавшим недавно президентом Австрии, который выступил в поддержку проекта "Набукко", в Баку прибыл министр энергетики Греции Джордж Папаконстантину.
Южный газовый коридор: интрига сохраняется

Баку, Азербайджан, 25 октября / Trend /

Азер Ахмедбейли, эксперт аналитического центра АМИ Trend

Остается немного времени до того момента, когда азербайджанское правительство санкционирует начало разработки второй фазы месторождения "Шах-Дениз". Представители проектов по доставке азербайджанского газа в Европу один за другим посещают Баку, чтобы в переговорах с руководством страны расставить последние акценты в преимуществах предлагаемых ими вариантов перед тем, как будет сделан окончательный выбор маршрута транспортировки. Вслед за приезжавшим недавно президентом Австрии, который выступил в поддержку проекта "Набукко", в Баку прибыл министр энергетики Греции Джордж Папаконстантину.

Вчера на пресс-конференции он заявил, что проект газопровода ITGI (Турция-Греция-Италия) является наиболее выгодным решением для консорциума "Шах Дениз", для Азербайджана, для ЕС и Греции в рамках диверсификации поставок газа. "Это лучший проект с экономической и технической точки зрения", - сказал министр, и подчеркнул, что ITGI имеет стратегическое значение для Азербайджана и Греции, так как делает Грецию воротами для азербайджанского газа в Европу. Он также отметил, что текущие финансовые трудности, с которыми столкнулась Греция, не повлияют на реализацию проекта. Гарри Сачинис, президент греческой компании DEPA, одного из акционеров проекта ITGI, на пресс-конференции отметил важность Азербайджана особенно для региона Юго-Восточной Европы. С этим трудно не согласиться, так как этот регион, включая страны Балканского полуострова, наиболее остро нуждается в диверсификации и безопасности поставок энергоносителей.

Тем временем, происходят события, способные поменять конфигурацию позиций перед выбором маршрута и повлиять на решение консорциума "Шах-Дениз". До сих пор приоритет негласно был за газопроводом "Набукко", поддерживаемым многими европейскими странами, а также, и в особенности, США. Заявление премьер-министра Украины Николая Азарова о договоренностях между Киевом и Москвой, сделанное несколько дней назад, и возможное дальнейшее развитие событий может не только отобрать этот приоритет, но и полностью лишить проект "Набукко" актуальности.

Азаров сообщил, что в течение шести месяцев Украина получит доступ к российским газопроводам для поставок газа из Туркменистана. Соглашение о зоне свободной торговли, подписанное недавно почти всеми государствами СНГ, предусматривает заключение договора о трубопроводном транспорте. Туркменистан и Украина не имеют общих границ, то есть поставки газа в рамках двусторонних контрактов могут быть осуществлены только по территории России. "Мы договорились и зафиксировали в договоре, что в течение шести месяцев после вступления его в силу (создание зоны свободной торговли в рамках СНГ с 1 января 2012 года) мы заключим соглашение об условиях транзита по трубопроводному транспорту", - сказал Н.Азаров.

Украина является одним из крупнейших потребителей газа в Европе, израсходовав, по разным данным, от 52 до 57 миллиардов кубометров в прошлом году. Из этого объема доля импорта составила 34-36 миллиардов кубометров. Для Украины возобновление прямых поставок из Туркменистана было бы выгодно, так как там не сомневаются, что цена туркменского газа будет ниже цены на импортируемый в настоящее время российский газ, даже с учетом транзитных тарифов.

Туркменистану не хочется портить отношения с Москвой, выступающей против строительства Транскаспийского газопровода. Если Украина будет импортировать туркменский газ в тех объемах, в которых она делала это до 2006 года, а именно, 36 миллиардов кубометров ежегодно, то у Туркменистана может появиться повод для отказа от решения поставок газа через Каспий в Европу. Мощность газопровода Средняя Азия-Центр позволяет дополнительно перекачивать такой объем.

Кому такой расклад нужен в большей степени, можно только предполагать, поскольку некоторые важнейшие договоренности принимаются за кулисами официальных переговоров. Может сложиться так, что туркменский газ потечет не через Каспий в Европу, а через Россию в Украину, и тогда на Транскаспийском газопроводе и, следовательно, на проекте "Набукко" можно ставить крест. Россия наверняка приветствовала бы такой вариант.

Туркменистан, устами своего лидера, неоднократно заявлял о том, что готов обеспечить поставки своего газа в любом направлении не за счет сокращения поставок в другом, а за счет "адекватного увеличения объемов добычи природного топлива как из уже разрабатываемых, так и вводимых в эксплуатацию новых месторождений". Туркменистан также не поставил подпись под соглашением о зоне свободной торговли, предусматривающим взаимные обязательства сторон. Поэтому интрига в противостоянии вокруг туркменского газа все еще сохраняется. Будет ли Ашхабад оставаться приверженным ранее достигнутым договоренностям с Европейским Союзом, станет ясным совсем скоро.

"Южный газовый коридор" является одним из приоритетных для Евросоюза энергетических проектов. Он призван диверсифицировать маршруты и источники энергопоставок и, тем самым, увеличить энергетическую безопасность ЕС. К проектам "Южного газового коридора" относятся: газопровод "Набукко", Трансадриатический газопровод (TAP), ITGI (газопровод Турция-Греция-Италия), "Белый поток". Целью "Южного коридора" является связать напрямую европейский газовый рынок с крупнейшим газовым месторождением в мире - Каспийско-Ближневосточным бассейном, запасы которого оцениваются в 90,6 триллионов кубических метров. ЕС отмечает, что стратегической целью "Южного коридора" является обеспечение 10-20 процентов спроса на газ в Евросоюзе к 2020 году, что эквивалентно приблизительно 45-90 миллиардам кубометров газа в год.

Лента

Лента новостей