...

Актуальные темы недели в Азербайджане (26-31 марта)

Исследования Материалы 2 апреля 2012 13:52 (UTC +04:00)

Повышение коммунальных тарифов в Узбекистане - не первоапрельская шутка

С первого апреля 2012 года в Узбекистане на 14 процентов повышаются тарифы на природный газ, реализуемого населению и оптовым потребителям. Об этом накануне объявила Национальная холдинговая компания (НХК) "Узбекнефтегаз". Еще ранее государственная акционерная компания (ГАК) "Узбекэнерго" объявила о повышении с первого апреля тарифов на электрическую энергию на семь процентов.

Повышение коммунальных тарифов в Узбекиста­не - не­ми­нуе­мый про­цесс, являющийся велением времени. Известно, что сектор коммунальных услуг Узбекистана и не только - это является проблемой всех бывших советских республик - устаревший, убыточный и поддерживается лишь за счет государственного бюджета. На субсидирование коммунального сектора ежегодно правительство страны выделяет огромные суммы, что приводит к бо­ль­шим по­те­рям го­су­дарс­твен­но­го бюдже­та, че­рез не­го - все­го об­щест­ва и в ко­неч­ном сче­те - к тор­мо­же­нию рос­та уров­ня жиз­ни на­се­ле­ния.

Однако, именно население, точнее его бедная прослойка выступает против роста цен на коммунальное обслуживание, не понимая при этом, что эти суб­си­дии но­сят кос­вен­ный харак­тер, то есть чем бо­ль­ше бо­га­тый че­ло­век ис­по­ль­зует элек­троэ­нер­гию или газ, тем бо­ль­шую под­держ­ку именно он по­лу­чает из бюджет­ных средств. Тогда как высвободившиеся в результате частичной отмены субсидий, государственные средства, можно будет направить на улучшение жизненных условий неи­му­щих слоев на­се­ле­ния, финансировать адресную социальную помощь бедным семьям для оплаты коммунальных услуг.

В исследованиях программы ПРООН "Цели развития тысячелетия", в Узбекистане уровень бедности в 2010 году составлял 20 процентов.

Постепенно повышая цены на коммунальные услуги до уровня рентабельности можно добиться обновления устаревшей инфраструктуры коммунальных услуг, установления современных смарт-счетчиков, увеличить качество обслуживания в виде бесперебойного обеспечения газом и светом и заодно устранить проблему со сбором платы за предоставленные услуги.

Под­тя­ну­ть внут­рен­ние це­ны на энер­го­но­си­те­ли до ми­ро­во­го уров­ня также является рекомендацией Международного валютного фонда (МВФ), с которым Узбекистан сотрудничает с 1992 года. МВФ обос­но­вы­вает это тем, что низ­кие це­ны под­дер­жи­вают­ся имею­щи­ми­ся га­зо­вы­ми ре­сур­са­ми, ко­то­рые не во­зоб­нов­ляют­ся. А это ра­но или позд­но пос­та­вит функ­цио­ни­рую­щую на де­ше­вом топ­ли­ве на­цио­на­ль­ную эко­но­ми­ку (ко­то­рая объек­тив­но ис­по­ль­зует его неэф­фек­тив­но) пе­ред фак­том ис­то­ще­ния сы­рье­вых месторожде­ний. В этом слу­чае об­ра­ба­ты­ваю­щий сек­тор, при­вык­ший к де­ше­во­му топливу, в ко­рот­кий срок ут­ра­тит свое кон­ку­рент­ное преи­му­щест­во.

На начало 2011 года в Узбекистане открыто 232 месторождения углеводородного сырья, из них 183 - газовые. Из открытых месторождений 103 находятся в разработке, 60 - подготовлены к освоению, на 69 месторождениях продолжаются разведочные работы. Извлекаемые разведанные запасы углеводородов в Узбекистане на начало 2011 года составляли 2,517 миллионов тонн условного топлива, из которых порядка 65 приходятся на запасы газа.

Что касается электроэнергии, то согласно исследованиям, вследствие предельного износа основных мощностей, находящихся в эксплуатации свыше 30 лет, отсутствия необходимой технологической базы, падение добычи угля, нехватка газоподземной газификации и мазута, электроэнергетическая индустрия Узбекистана не в состоянии достичь и половины установленной мощности в 12,3 тысяч МВт. Если добавить к этому громадные потери, непроизводительные расходы, то страна на протяжении двух лет реально потребляет менее 4 тысяч МВт электроэнергии.

По данным Всемирного Банка, в 2010 году цены на энергоносители в Узбекистане выросли на 32 процента. В течение 2011 года несколько раз увеличивались тарифы на коммунальные услуги, в результате чего в январе текущего года они стали стоить на 17,63 процентов больше, чем годом ранее. Последний раз цены на газ повышались в Узбекистане в октябре прошлого года. Тогда рост тарифов составил почти девять процентов. А цены на электроэнергию последний раз повышались в Узбекистане первого октября 2011 года. Тогда рост тарифов на электроэнергию составил девять процентов.

Также с первого апреля 2012 года в Узбекистане увеличиваются тарифы на центральное отопление и горячее водоснабжение - на 15,5 процентов, холодное водоснабжение - 11 процентов.

Железная дорога Кыргызстан-Таджикистан-Афганистан-Иран: хорошо забытое старое

Президенты Ирана, Афганистана и Таджикистана 25 марта в ходе пятого трехстороннего саммита в Душанбе подписали соглашение о разработке проекта железной дороги Кыргызстан-Таджикистан-Афганистан-Иран. Президенты решили также, что будет создана совместная рабочая группа для проведения необходимых приготовлений. Встреча группы должна будет состояться в Тегеране через два месяца.

Несколько дней назад президент Обама, выступая перед аудиторией в Кушинге, штат Оклахома, указал на слабое место в энергетической стратегии страны, сказав примерно следующее: "мы бурим и добываем достаточно нефти, и с каждым годом увеличиваем объемы добычи, число буровых установок за последние годы достигло рекордного уровня, но у нас не хватает трубопроводных мощностей, и мы не можем быстро доставлять эту нефть на наши нефтеперерабатывающие заводы". Решение этой проблемы, по мнению президента, снизило бы зависимость США от импорта нефти, а также цены на газ в стране.

Может, аналогия с Центральной Азией не слишком корректна, но она ясно демонстрирует, насколько отсутствие или наличие транспортной инфраструктуры влияет на экономику даже мировых лидеров. Континентальная замкнутость центральноазиатских стран, игравших когда-то ключевую роль в торговом коридоре под названием "Великий шелковый путь", в какой-то степени не дает им возможности в полной форме реализовывать весь свой экономический потенциал. Прошлогодняя ситуация с казахстанским зерном и поиски дополнительных средств для его экспортной транспортировки может служить примером этого.

Предполагаемый проект строительства железной дороги Кыргызстан-Таджикистан-Афганистан-Иран это почти точная копия одного из маршрутов Великого шелкового пути. Что сразу бросается в глаза, это очень слабая железнодорожная инфраструктура в трех странах: общая протяженность железнодорожной сети в Таджикистане составляет около 600 км, в Кыргызстане менее 400, в Афганистане практически отсутствует, да и у Ирана на протяжении его восточных границ она не сильно развита. Это делает проект чересчур затратным. Другой вопрос заключается в том, что перевозить? Бросается в глаза еще один факт: все три страны в сильной степени нефтезависимы, и для Ирана в данном случае это хорошая новость. В обратном направлении альтернативы иранской нефти и нефтепродуктам немного: небольшие объемы хлопка, шерсть, алюминий, минеральное сырье, сельхозпродукция и еще несколько наименований товаров (у кыргызстанского золота уже есть свои традиционные покупатели). О транспортировке еще не добытых залежей редкоземельных металлов Афганистана вообще говорить не приходится. Одним из решающих факторов будет скорость доставки грузов. Поэтому вызовами выглядят вопросы безопасности перевозок, правила пересечения границ между странами, унификация перевозочных документов, прозрачность таможенного контроля.

Что по настоящему смогло бы повысить привлекательность проекта, так это грузопоток из Китая, например, через транспортный коридор Китай-Центральная Азия с дальнейшим выходом к Персидскому заливу. Кстати, Китай сейчас изучает возможность строительства железной дороги по территории Афганистана до афгано-таджикской границы.

Сегодня активно идет строительство железнодорожного сообщения Казахстан-Туркменистан-Иран-Персидский залив в рамках транспортного коридора Север-Юг. Этот проект напрямую выведет торговые связи двух центральноазиатских стран за пределы региона, к океану. Документы, подписанные в Душанбе, могут прорвать эту "природную изоляцию" еще для двух стран региона, которым бы это очень не помешало.

Международные кредиты в Азербайджане: пользы больше

Государственный внешний долг Азербайджана за прошедший 2011 год увеличился на 24,9 процентов. Согласно данным отчета правительства по итогам прошлого года, на первое января 2012 года показатель внешнего долга страны достиг 4,817 миллиарда долларов, в то время как на первое января 2011 года он составлял 3,857 миллиарда долларов.

Рост почти на четверть этого показателя связан с расширением сотрудничества Азербайджана с различными международными финансово-кредитными организациями, а также странами-донорами, в результате чего в 2011 году было подписано 12 кредитных соглашений общей стоимостью примерно 1,67 миллиарда долларов на финансирование значимых для экономики страны проектов.

Международные финансовые организации

Количество кредитов

Сумма, млн. долларов

Всемирный банк

4

175,4

Исламский банк развития

2

131,2

Чешский Komerční banka

1

318,6

Европейский банк реконструкции и развития

1

750

Eximbank США и Нью-йоркский филиал BNP Paribas

1

116,6

Французский банк Sosiete Generale и банковская корпорация Sumitomo Mitsui

1

98

Фонд развития Абу-Даби

1

60,7

Международный фонд развития сельского хозяйства IFAD

1

19,4

Следовательно, около трети внешних обязательств Азербайджана приходится на долговые обязательства перед международными финансовыми институтами (МФИ). С одной стороны, эту часть внешнего долга нельзя считать рыночной, что делает структуру заимствований неоптимальной.

Но если посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, следует признать, что ни одна финансовая деятельность в мире сегодня не осуществляется без кредита. Поэтому проблема не в том, брать ли деньги в кредит, осуществлять займы или нет, а в том, на каких условиях это делать. Например, нет уже необходимости в полномасштабной поддержке отечественного государственного бюджета, пополнении валютных резервов, взамен которых Азербайджан должен выполнять все требования МФИ, порой неприемлемые для страны. Теперь переход делается к более "точечным" проектам в избранных секторах. Есть много областей - образование, здравоохранение, транспорт, институциональное развитие, в которых средства международных банков обеспечивают относительно дешевые и долгосрочные кредиты, сопровождаемые "ноу-хау" и опытом решения аналогичных проблем в других странах.

Так, среди зарубежных кредитов, использованных к первому январю 2012 года, на льготные кредиты пришлись 2,215 миллиарда долларов. 3,8 процента внешнего долга должны быть возвращены кредиторам в период от пяти до десяти лет, 56,4 процентов - от десяти до 20 лет, 39,8 процентов - в период свыше 20 лет.

Без международных кредитов страна много чего могла бы потерять, не успеть, а главное - международные кредиты позволяют Азербайджану не упустить время.

В 2011 году за счет зарубежных кредитов в стране продолжилась реализация 10 проектов в сфере строительства автомобильных дорог, семи - в сфере водоснабжения и реконструкции канализационных систем, семи - в социальной сфере, шести - в секторе электроэнергетики, пяти - в сфере сельского хозяйства, мелиорации и ирригации, четырех - в финансовом секторе, трех - в секторе транспорта и экологии.

Тэги:
Лента

Лента новостей