...

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ЦЕНА ОДНОГО БАРРЕЛЯ НЕФТИ?

Исследования Материалы 12 сентября 2005 12:04 (UTC +04:00)
КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ ЦЕНА ОДНОГО БАРРЕЛЯ НЕФТИ?

Цена одного барреля нефти, заложенная в бюджете 2006 года, является рекордно высокой за всю молодую экономическую историю Азербайджана.

Так, расчетная цена, равная 40 долларов за баррель, оставила далеко позади себя 25 долларов, заложенные в бюджете 2005 года, и расчетные цены нефти, указанных во всех предыдущих бюджетах.

Ранее правительственные экономисты озвучивали 35 долларов, делая оговорку, что расчеты, проводимые экспертами, продолжаются, и данная цифра может быть изменена.

И действительно, окончательная цифра оказалась на 5 долларов выше предполагаемой. Насколько реалистична установленная цена? Насколько оптимальной является она с точки зрения макроэкономической стабильности?

Этот трудный оптимум

Естественно, высокая расчетная цена на нефть - это большие возможности для государственного бюджета.

В 2006 году доходы госбюджета вырастут на 50% и составят 3,4 млрд долларов. Расходы повысятся на 49,6% и составят 3,5 млрд долларов.

По словам официальных лиц, бюджет 2006 года оставит далеко за собой все предыдущие бюджеты по уровню социальной и инвестиционной направленности при том, что инвестиционная направленность значительно усилится.

Основная часть государственных инвестиций будет направлена на улучшение и инфраструктуры, и в особенности инфраструктуры регионов.

В следующем году значительно вырастут все возможные социальные расходы бюджета. Все это, в конечном счете, пойдет на благо экономики и общества.

Но, с другой стороны, платой за столь масштабный бюджет явится высокая инфляция.

Согласно прогнозам правительства, в следующем году ее уровень составит 9%. Основной целью денежно-кредитной политики станет недопущение инфляции выше указанного уровня.

Высокая инфляция в первую очередь заметно снижает эффект роста доходов населения и тем самым снижает эффект социальных мероприятий правительства. Кроме того, попытка недопущения инфляции выше прогнозированного уровня приводит к номинальному и реальному укреплению маната, что в свою очередь отрицательно отражается на состоянии ненефтяного сектора экономики.

Согласно прогнозам Национального банка, до конца текущего года маната укрепится на 10% и составит 4500 манатов за доллар.

Это говорит о том, что курс в 4550-4600 манатов за доллар, заложенный в макроэкономических показателях, не будет выдержан, и в следующем году за доллар, скорее всего, будем платить меньше 4500 манатов.

Согласно тому же источнику, в январе-июне по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

реальное укрепление маната составило 9,4% по внешнеторговому обороту, 7,3% - по экспорту и 11,1% - по импорту.

При этом номинальное укрепление составило 81% всего реального укрепления, а инфляция - 19%. Для более реалистичных выводов очень важно рассматривать долгосрочные тенденции изменения реального обменного курса.

При этом в расчетах Национального банка в качестве базового принимается 2000 год, в котором инфляция в стране была наименьшей.

В таком контексте мы пока наблюдаем реальное обесценение маната. Так, в июне по сравнению с декабрем прошлого года реальное обесценение составило 20,7% по внешнеторговому обороту, 25,1% - по импорту и 16,8% -по экспорту.

Однако, по мере усиления темпов номинального укрепления резервы для реального обесценения маната истощаются. Индекс реального обменного курса все более приближается к уровню декабря 2000 года.

Это означает, что Азербайджан во внешнеторговом аспекте все более теряет резервы, накопленные за счет реального обесценения маната в 1999-2002 гг.

Вопрос определения оптимальной цены на нефть при составлении проекта бюджета является критическим в деятельности правительств всех стран-экспортеров нефти.

Если фактические цены на нефть оказываются намного выше расчетной, то у правительств образуются огромные доходы, создающие проблемы, связанные с их использованием.

Не использовать эти доходы невыгодно, так как они могли бы приносить конкретную выгоду обществу. При использовании же этих доходов в экономике возникает дополнительный, непрогнозированный спрос со всеми его известными отрицательными последствиями: инфляция, укрепление реального обменного курса, потеря конкурентоспособности неторгуемого сектора, замедление экономического роста в долгосрочной перспективе, замедление темпов научно-технического прогресса, увеличение зависимости от импорта и т.д. Как же тогда определять оптимальную цену?

Общепринятые рецепты

Определение оптимальной цены на нефть в бюджете очень трудная задача. Результаты ряда работ, посвященных в частности динамике мировых цен на нефть, указывают на то, что решающими факторами, определяющими динамику цен на нефть, являются политические.

Так, например, на мировые цены на нефть существенно влияет экономическая и политическая обстановка в странах Ближнего Востока, а также решения об объеме экспорта, которые принимаются Организацией стран-экспортеров нефти (ОПЕК).

Как отмечается в отчете US Energy Information Administration, основным пикам и впадинам в динамике мировых цен на нефть соответствуют мировые политические события или решения ОПЕК и отдельных стран об изменении объема поставок нефти, которые в краткосрочном периоде соответствуют выбранной стратегии поведения, а в долгосрочном являются мало предсказуемыми.

Единственным, широко применяемым методом определения оптимальной цены является метод выведения долгосрочной стабильной цены на основе спектрального анализа динамики цены конкретного сорта нефти. Однако и этот метод не до конца решает проблему.

Проведенные в России на его основе расчеты показали, что мировые цены на нефть являются нестационарными, что означает невозможность их точного прогнозирования в долгосрочной перспективе.

Однако какую то наиболее близкую к реальности цену все же удается определять.

Определением оптимальной цены решает одну проблему, связанную с точным определением параметров госбюджета.

Но как же быть с нефтяным богатством, накопленным в случае, если мировые цены на нефть длительное время выше оптимальной цены? Как избежать инфляционных последствий их использования?

В таком случае наиболее распространенным рецептом является концепция структурного (ненефтяного) дефицита.

Согласно концепции, в долгосрочном периоде должен быть определен ежегодный структурный дефицит госбюджета, который и должен финансироваться за счет накопленных в период высоких цен нефтедолларов.

Это, с одной стороны, дает возможность использовать нефтяное богатство на благо общества, с другой - снижает инфляционные риски.

Представители Минфина пока не разглашали методику, на основе которой определены 40 долларов за баррель.

Поэтому трудно сказать, насколько оптимальной является эта цена. Единственно, что можно пока сказать, так это то, что вышеуказанная цена обеспечит 50%-ный рост бюджетных доходов и такой же рост расходов при 30%-ном росте ВВП.

Говоря простым языком, бюджет следующего года будет давить на инфляцию как никогда раньше, а сохранение инфляции в прогнозированных пределах окажется очень труднорешаемой задачей.

Лента

Лента новостей