...

Для многовекторной Абхазии предпосылок нет

Грузия Материалы 30 января 2009 15:40 (UTC +04:00)

Валентин Рахманов, корреспондент РИА Новости

На днях поступило новое подтверждение того, что отношения России и Абхазии имеют тенденцию к тесному всестороннему союзу. Появились сообщения о том, что Россия разместит базу Черноморского флота в абхазском порту Очамчира. Если принять во внимание уже имеющийся на территории Абхазии трехтысячный контингент российских военнослужащих и перспективу возможного вхождения Абхазии в Союзное государство России и Белоруссии  (все будет зависеть от возможного признания Минском независимости Сухуми), налицо военно-политическая интеграция России и Абхазии.

Что касается экономического фактора, то доля России во внешней торговле этого нового государства составляет порядка двух третей. Граница между двумя странами достаточно прозрачна, что облегчает торговые контакты двух стран. Наконец, многие абхазы имеют российское гражданство, а в качестве валюты используется, в том числе, русский рубль.

Несмотря на все это, некоторые политологи считают возможным политический дрейф Абхазии в сторону Турции или, по крайней мере, попытку занять равноудаленную позицию по отношению к двум сильным соседям. "Цели официального руководства Турецкой Республики по усилению общественно-экономических и религиозных связей при помощи мощной абазинской общины с геострателической точки зрения представляли и представляют собой своеобразную основу по созданию политико-экономического плацдарма для турецкого этнополитического обоснования на Северном Кавказе", - считает сотрудник Аналитического центра "МИТК" Эдуард Абрамян. Эта точка зрения основывается на том, что в Турции проживает огромная абхазская диаспора, численность которой, по разным подсчетам, составляет от 500 до 700 тысяч человек. Считается, что ее влияние - весомое связующее звено в турецко-абхазских отношениях.

Кроме того, в качестве аргумента приводят и тот факт, что Турция очень активна в торговле с Абхазией: турецкие компании владеют угольными шахтами и туристической инфраструктурой на территории страны. Таким образом, говорят скептики российско-абхазских отношений, у Турции есть инструменты, через которые можно попытаться сблизиться с Абхазией. Интерес к региону Анкара уже продемонстрировала необыкновенной дипломатической активностью на Кавказе после "пятидневной войны". Высказывания абхазских политиков как будто подтверждают возможность такого развития событий. Так, о необходимости многовекторной политики для Абхазии не раз заявлял президент этой страны Сергей Багапш.

Однако скорое радикальное сближение Анкары и Сухуми выглядит возможным лишь на первый взгляд. Абхазская диаспора Турции, конечно, сыграет свою роль в отношениях двух стран, но нельзя забывать, что Абхазия - многонациональное государство, и вторым по численности после абхазов этносом в стране являются армяне (около 45 000 человек), которые из-за взаимных исторических и современных счетов с Турцией будут, в большинстве своем, против сближения Анкары и кавказской республики. Причем число абхазских армян по подсчетам демографов постоянно растет. Если абхазское руководство будет сближаться с Турцией, в стране могут возникнуть внутренние разногласия.

К тому же Турция находится в теплых отношениях с Грузией, и по этой причине Анкара не может не только признать Абхазию, но и налаживать официальные торговые связи. Анкара уже пыталась договориться с Тбилиси по вопросу о морском сообщении с Абхазией, но пока это ни к чему не привело. Захочет ли Турция осложнять отношения с пятимиллионной Грузией ради небольшой Абхазии, численность населения которой в 2003 году оценивалась в 215 тысяч человек? Скорее всего - нет.

Для самой Абхазии одной из важнейших задач является обезопасить себя от "грузинской угрозы". В этом отношении куда более выгоден российский вектор, чем турецкий, ведь Турция состоит в НАТО, куда так стремится Грузия. Получается, что у России значительно больше возможностей и инструментов для осуществления интеграции с Абхазией, чем у Турции.

По тем же причинам, по которым затруднено сближение Абхазии и Турции, для кавказской республики закрыты другие полюса международных отношений: США и ЕС. Так что представляется, что для многовекторной политики Абхазии нет предпосылок.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции информационного агентства Trend .

Лента

Лента новостей