Каждый день появляются новые подтверждения того, что изменение климата становится реальностью, непосредственно затрагивающей каждого из нас, живущего на этой планете.
Приведем самый последний пример: буквально несколько дней тому назад ученые из Соединенных Штатов сообщили, что ледяной покров Арктики тает гораздо быстрее, чем это когда либо представлялось возможным. По их расчетам, к 2050 году 40 процентов льда, покрывающего арктические воды в летние месяцы, исчезнет. В предыдущих исследованиях предсказывалось, что это произойдет лишь через столетие.
Таким образом, нет ничего удивительного в том, что вопрос об изменении климата в одночасье вошел в число самых важных вопросов мировой политики. Именно поэтому я пригласил мировых лидеров в Организацию Объединенных Наций на встречу высокого уровня, которая запланирована на завтрашний день (проверить по фактической дате: 24 сентября). Я глубоко обеспокоен тем, что принимаемых нами в настоящее время мер явно недостаточно.
[Сегодняшняя/завтрашняя] встреча - это политический призыв к действиям, возможность для всех стран, как больших, так и малых, осознать моральную обязанность безотлагательно, с новой энергией взяться за решение проблемы изменения климата и понять, что это в наших общих интересах. Изменение климата является важнейшим вопросом нашего времени.
Научные данные однозначны. В начале текущего года ведущие ученые мира в рамках работы Межправительственной группы экспертов Организации Объединенных Наций по изменению климата изложили их как никогда четко. Глобальное потепление - реальность. В течение ближайших десятилетий его последствия, если не будут приняты необходимые меры, могут оказаться опустошительными, если не катастрофическими. Мы знаем, что нужно делать. У нас есть для этого доступные средства и технологии. Мы должны без промедления приступить к решению этой проблемы.
Однако времени у нас в обрез. Во время моей недавней поездки в Чад я своими глазами видел, как страдают люди от изменения климата. Жизнь примерно 20 миллионов людей зависит от озерно-речной системы, площадь которой по сравнению с первоначальными размерами за последние 30 лет сократилась в 10 раз. Сейчас в Африке не виданные прежде дожди смывают дома сотен тысяч людей. Это указывает на то, что нам следует ожидать. Проблемы, стоящие перед нашим поколением, особенно если мы будем бездействовать, станут еще более серьезными проблемами наших детей.
Созывая завтрашнюю встречу [24 сентября], я даю президентам и премьер-министрам стран мира возможность продемонстрировать свое лидерство. Это лидерство необходимо для того, чтобы сделать выбор, особенно трудный выбор, и определить новые направления. Речь идет о видении и политической воле - способности предвидеть, что нам необходимо сделать, и ускорить процесс изменений. Я понимаю, что этот процесс не будет абсолютно безболезненным. Однако лишь скорейшие действия помогут избежать еще более болезненных проблем в будущем.
Мы должны все вместе поставить во главу угла действия. При этом наибольшее бремя лежит на промышленно развитых странах. Те, кто являются самым большим источником проблемы, должны нести наибольшую ответственность за сокращение выбросов, вызывающих изменение климата.
В то же время необходимо дать развивающимся странам стимулы для всестороннего участия в этой деятельности. Решая проблемы глобального потепления, мы не можем требовать от них неоправданных жертв. Развивающиеся страны имеют право на рост и экономическое развитие. Они имеют право - при нашей неизменной поддержке - самостоятельно выбраться из нищеты. Предпринимая такие усилия, мы должны привлекать частный сектор, стимулировать экономическую активность, применять новые подходы в вопросах финансирования и использования рыночных механизмов, накапливать и передавать "ноу хау" и создавать рабочие места.
Наша Земля - более хрупкая, чем мы думаем. Значительные сбои возможны в целых экосистемах, от которых зависит жизнь миллионов людей. В некоторых случаях под угрозой исчезновения находятся не только отдельные виды животных, но и целые страны и народы. Причем последствия глобального потепления наиболее остро ощущают на себе те, кто наименее способен решить проблему и наименее ответственен за ее возникновение. Это - вопрос морали. Принимая ответные меры, мы должны руководствоваться принципами общей ответственности и общего блaга.
Основой нашего ответа должны стать национальные действия. Пока же эти усилия недостаточны. Прошло 15 лет после принятия Рамочной конвенции об изменении климата в Рио де Жанейро и 10 лет после принятия Киотского протокола (первый период действия обязательств по которому истекает в 2012 году), а масштабы выбросов соединений углерода в промышленно развитых странах продолжают увеличиваться.
Однако одной национальной политики недостаточно. Трансграничное распространение влияющих на климат газов и разнообразие политических и экономических интересов требуют международного сотрудничества. Мы располагаем идеально подходящей для этого структурой. Это - Организация Объединенных Наций, которая представляет собой уникальный форум для поиска значимого, справедливого и долгосрочного решения проблемы глобального изменения климата. Необходимо, чтобы это решение не только позволило смягчить проблему выбросов, но и помогло всем - особенно наиболее уязвимым группам населения - приспособиться к последствиям изменения климата, а также обеспечило устойчивое развитие. (Это предложение в целях экономии места может быть убрано.)
В этот переломный год - год, когда правительства признали неоспоримость выводов МГЭИК, год, когда широкое осознание проблемы изменения климата стало преобладающим фактором в политике стран всего мира, я призываю мировых лидеров проявить свое лидерство. К делу. Действовать как прежде далее невозможно.
На конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата, которая состоится в декабре этого года в Бали, правительствам стран необходимо будет безотлагательно и творчески заняться созданием рамок для переговоров. Нам нужен новый всеобъемлющий многосторонний договор об изменении климата, под которым могут подписаться все страны.
Для всех нас этот момент является решающим. Все мы несем историческую ответственность перед будущими поколениями. Нашими судьями будут наши внуки.