...

Шесть способов "обуздания" климата

Другие страны Материалы 24 июня 2008 16:30 (UTC +04:00)

Татьяна Синицына, обозреватель РИА Новости

"Мы обречены на дальнейший рост климатической температуры: в ближайшие 20 лет она повысится на 0.2-0.4 градуса по Цельсию" - об этом еще раз предупредили ученые национальных академий 12 стран. В Заявлении, выработанном в Токио, они указали на неизбежность последствий процесса потепления: все больше будут таять полярные льды, и море, поднимая свой уровень, станет захватывать берега.

Объединенным интеллектом академий 12 стран создавалась научная основа климатического вопроса, стоящего в центре внимания саммита лидеров G8, который откроется 7 июля на японском острове Хоккайдо. Нарастающие проблемы глобального потепления заставили, по сути дела, изменить формат саммита, и теперь он звучит как "G8 plus 5".

Кроме ученых мужей "Большой восьмерки", в подготовке "Заявления двенадцати" участвовали академические силы пяти бурно развивающихся государств - Китая, Индии, Бразилии, Мексики, Южноафриканской республики. И действительно, можно ли "сбросить со счетов" столь крупных эмитентов СО2, как перечисленные выше страны, при обсуждении мер по сдерживанию выбросов в атмосферу? Например, Китай занимает второе место в мире (после США) по промышленным выбросам, нещадно коптят небо и другие "экономические тигры".

Ученые призывают мировых лидеров минимизировать угрозу изменения климата. Подчеркивая необходимость срочных действий, направленных на выяснение причин изменения климата, они изложили свои предложения, реализация которых способна "обуздать" климатическую ситуацию.

"Заявление направлено на усиление мер по стабилизации климата на современном уровне и посвящено, главным образом, вопросам адаптации и переходу к низкоуглеродному обществу, - сказал обозревателю "РИА Новости" директор Института климатологии академик Юрий Израэль, один из авторов "Заявления двенадцати". - Это означает не только замену одних источников энергии другими, менее интенсивными по потреблению углерода, но и внедрения в жизнь принципа сохранения энергии".

Японцы, нынешние хозяева саммита, изобрели технологию, которая позволяет к 50 году снизить эмиссию выбросов на 70%. Это, конечно, вершина технологического достижения. Однако даже если все промышленные "монстры" снизят выбросы на 70 %, то, по мнению Юрия Израэля, климатической проблемы это не решит. "Чтобы стабилизировать климат, эмиссии, в конечном счете, должны быть ограничены до полной (чистой) поглощающей способности Земли, что составляет менее половины текущего объема выбросов. Получается, что мы не сможем в ближайшее время достичь результата на этом направлении", - резюмирует ученый. Он уверен, что одна только борьба с парниковыми газами напрямую - малоперспективна.

Наука все еще не получила уверенного ответа на вопрос, в какой мере парниковые газы влияют на климат. Но в любом случае - бороться с процессами потеплением можно не только путем обновления технологий в промышленности. Эта борьба дорогостояща и длительна по срокам, требуются столетия и многие миллионы долларов. На академическом собрании "G8 plus 5" обращалось серьезное внимание на другие факторы, влияющие на климат. "Нужно иметь в арсенале борьбы за стабилизацию климата разные виды "оружия" против климатических изменений и применять то, которое наиболее эффективно", - уверен Юрий Израэль.

Таким можно считать, например, способ изменения альбедо (отражающая способность) земли за счет лесных геоинженерных технологий. Как считают ученые, альбедо неодинаково у молодых и старых деревьев: первые активно депонируют углерод, необходимый для роста и развития, а вторые - делают это медленно или, достигнув определенного баланса, вообще теряют способность его поглощать. Следовательно, для сохранения климата нужно систематически сажать новые леса; одновременно - следить и ухаживать за старыми лесами, беречь их от пожаров, грамотно осуществлять рубки.

В числе других "рецептов", предложенных учеными в Токийском заявлении, - интенсификация биопроцессов в океане. Существуют специальные биотехнологии, с помощью которых возможно насаждать культуру планктона. Эти живые организмы, вечные жители океанической экосистемы, остро нуждаются в углекислоте. По мысли ученых, направленные действия с планктоном могут дать неплохой результат при решении задачи снижения СО2.

В наборе способов по "обузданию" климата значатся меры с противоположным вектором: один уходит в космос, другой - в глубь Земли. С первым связана идея создания в космосе отражателей солнечного света. Дело дорогостоящее - с точки зрения интеллектуальных и материальных затрат; но ничего не поделаешь - глобальное потепление может оказаться еще дороже. Второй вектор отражает политику общества с низким потреблением углерода. Предлагается разрабатывать и активно продвигать технологии CCS (Carbon Content Sequestering) улавливания, хранения и секвестирования (извлечения) углерода из ископаемых видов топлива. Особенно это касается угля, у которого есть перспектива оставаться источником энергии, как минимум, еще полвека. Углеродный "улов" предполагается захоранивать под землей или в океане.

Академик Юрий Израэль является активным сторонником "оптимальной", как он считает, идеи, суть которой в изменении "метеорологической солнечной постоянной" за счет введения в нижнюю стратосферу (12-16 км) аэрозольных веществ, например, сульфатов серы. Эта мера способна уменьшить воздействие Солнца на поверхность планеты. Таким образом, человек получает инструмент воздействия на климат.

Идея утолщения природного слоя стратосферы за счет аэрозолей - родом из России. Ее выдвинул еще в 70-е годы прошлого века академик Михаил Будыко (ныне покойный), автор теории глобального потепления. Известно, что после вулканических извержений температура у поверхности земли на больших площадях снижается. Дело в том, что продукт извержения - природные аэрозоли, способные экранировать солнечное излучение, а значит - снижать температуру.

Предполагается, что сульфатные аэрозоли будут рассеиваться в стратосфере с борта специально оборудованного самолета. По мнению Юрия Израэля, это - наиболее подходящий вариант действий на тот случай, если потепление начнется быстрыми темпами. Он дает возможность изменить ситуацию в течение короткого отрезка времени - нескольких лет, а то и одного года, к тому же предложенный метод экономически доступен. Сейчас группа климатологов под руководством Юрия Израэля, уже выходит на натурный эксперимент, ставя задачу попробовать в России, насколько снизится температура на тех участках, на которые будет оказано воздействие аэрозолей.

Сразу возникает вопрос, а каков отрицательный эффект этого метода? Он просчитан. Прежде всего, это - сами аэрозоли. Сульфатные частицы, из которых они состоят, хотя и медленно, но все же будут оседать, а значит - стратосферу нужно будет подпитывать.

Что же, эти частицы будут оседать нам на голову? Куда же еще - закон Ньютона не изменишь! Только эти осадки, как подсчитано, будут в тысячу раз меньше того количества, что мы получаем от работы предприятий. "Конечно, для внедрения метода потребуются международные договоренности, совместные проекты. Но решать задачу надо. Климат остается раздражающим фактором, одной из труднопреодолимых "фобий" общества", - считает академик Израэль.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции информационного агентства Trend

Лента

Лента новостей