...

Замир Кабулов: лучше не идеальные выборы, чем незаконная власть

Другие страны Материалы 15 сентября 2009 15:16 (UTC +04:00)
Посол Российской Федерации в Исламской Республике Афганистан Замир Кабулов дал интервью РИА Новости о политической и экономической ситуации в стране после прошедших президентских и провинциальных выборов. Беседовал руководитель представительства РИА Новости в Афганистане Андрей Грешнов
Замир Кабулов: лучше не идеальные выборы, чем незаконная власть

Посол Российской Федерации в Исламской Республике Афганистан Замир Кабулов дал интервью РИА Новости о политической и экономической ситуации в стране после прошедших президентских и провинциальных выборов. Беседовал руководитель представительства РИА Новости в Афганистане Андрей Грешнов.

- Господин посол, 20 августа в Афганистане прошли президентские и провинциальные выборы, в ходе которых были отмечены фальсификации и подтасовки в пользу некоторых из кандидатов. Их окончательные результаты до сих пор не оглашены и это порождает нервозность в обществе. На Ваш взгляд, чего больше принесли эти выборы Афганистану - пользы или вреда? На сколько вообще целесообразно проведение демократического волеизъявления в государстве, где идет полномасштабная война, а реальное количество населения никому доподлинно не известно?

- Афганские президентские и провинциальные выборы действительно прошли в сложной и нервозной обстановке с многочисленными нареканиями в нарушениях избирательного процесса. В рамках регулярных совещаний в МООНСА аккредитованных в Кабуле послов и отдельных зарубежных спецпредставителей мы еще в начале этого года допускали вероятность такого развития событий, принимая во внимание динамику развития военно-политической обстановки в ИРА. Во-первых, выборы пришлись на пик вооруженного противостояния с антиправительственными силами, которые сделали все возможное для их срыва. Во-вторых, афганское общество, в котором только складываются демократические традиции, пока еще находится в стадии постконфликтной реабилитации и не пришло в себя от исторических травм последних десятилетий. В-третьих, полиэтническая структура афганского народа с живучими трайбалистскими ценностями, добавляет остроту таким процессам как выборы.

Тем не менее у меня нет ни малейших сомнений в том, что выборы были не только полезными, но и необходимыми для формирования в стране легитимной власти. Предвыборная кампания прошла здесь в подлинно демократической атмосфере. Мы были свидетелями того, как более 30 кандидатов открыто и порой весьма жестко критиковали действующего президента за состояние дел в стране при поддержке 18 частных телеканалов и десятков радиостанций и газет, обвиняя при этом Хамида Карзая в злоупотреблении административным ресурсом уже за то, что его чаще других показывал единственный и не очень популярный в народе государственный телеканал. Талибам удалось запугать значительную часть избирателей, но все же около половины электората пришло на избирательные участки, рискуя порой жизнью.

Иными словами, лучше иметь не вполне совершенные выборы, чем неконституционную власть.

- В ряде интервью СМИ Вы упоминали о военно-политических просчетах США в Афганистане и повторении ошибок, допущенных здесь в 80-е годы прошлого столетия Советским Союзом. Но ведь помимо ведения боевых действий США и их союзники занимаются здесь и экономическим строительством. Государственный сектор экономики в ИРА практически перестал существовать, уступив место частному, однако безработица приняла уже тотальный характер. Не могли бы Вы изложить Вашу точку зрения на то, насколько эффективно внедрение западной модели экономики в Афганистане и сравнить положение дел с тем, что происходило здесь в этой области в 80-е годы?

- Что-то я не заметил пока появления здесь значительных экономических объектов, сооруженных США. Думаю, что мои наблюдения подтвердят и многие афганцы, особенно те из них, кто помнит о периоде бурного советско-афганского технико-экономического сотрудничества в 60-80 годы прошлого столетия. Результатом этой совместной работы советских и афганских специалистов стали более 140 крупных и средних промышленных, аграрных и образовательных объектов, сформировавших становой хребет экономики Афганистана. К сожалению, многие из этих проектов сегодня бездействуют или требуют коренной реконструкции, которой никто не занимается.

Что же касается международного содействия развитию ИРА, то, действительно, за последние семь лет внешние доноры выделили на эти цели порядка 30 млрд. долларов. Однако странность положения заключается в том, что следы этих значительных инвестиций остаются малозаметными. По официальной статистике, около 30% финансовых вливаний поступило непосредственно в распоряжение афганского правительства, а остальные средства расходовались по усмотрению иностранных НПО и учреждений ООН. Отсутствие прозрачного механизма освоения этой помощи, чрезмерно высокие "административные издержки" создали мощную коррупционную среду, которая поглотила до 85% средств. По оценкам афганских и западных аналитиков, львиная доля выделенных ресурсов вовсе не покидала страны-доноры. В таких условиях говорить о реализации здесь некой экономической модели развития представляется преждевременным, если вообще уместным.

- Господин посол, Вы имеете за спиной богатейший опыт работы в Афганистане, в том числе и в 80-х годах прошлого столетия. В этой связи было бы очень интересно узнать Ваше мнение о том, насколько трансформировалось с тех пор афганское общество, и если да, то в какую сторону?

- За последние три десятилетия афганское общество пережило достаточно сильную трансформацию, процесс которой изобиловал драматическими и даже трагическими моментами, связанными с гражданской войной, талибской деспотией и продолжающимися усилиями по выводу страны из кризиса. Полученные обществом глубокие морально-психологические травмы оставили, разумеется, глубокие следы, влияние которых остро ощущается и сегодня.

Существовавшая до начала 80-х годов социальная культура, в которой доминирующие позиции занимали трайбалистские и полуфеодальные взаимоотношения, претерпели коренные изменения. Значительную часть среднего поколения составляют люди, судьба которых сформировалась в суровые годы военного лихолетья, лишений и скитаний по стране и за ее пределами. Под влиянием этих факторов развивалось национальное самосознание многих этнических групп, населяющих Афганистан, с тенденцией к обособленности как защитной реакции на невзгоды. Многонациональному афганскому народу предстоит проделать нелегкий путь в направлении преодоления накопившегося взаимного недоверия и формирования общенациональной солидарности. Для достижения этой цели, прежде всего, необходимо установление в стране прочного мира и правопорядка, обеспечение устойчивого социально-экономического развития ИРА.

- Замир Набиевич, не секрет, что многие афганцы старше 45 лет говорят сейчас о том, что в 80-е годы прошлого столетия им жилось в Афганистане лучше, чем сейчас. Но тогда и война здесь была страшнее, и людские потери воюющих сторон несравненно больше. С чем связан, по Вашему мнению, этот феномен?

- Такие настроения в Афганистане действительно существуют и основываются на реалиях 80-х годов, когда в стране была работающая экономика и функционирующая государственная система управления. Правда, тогдашние экономику и госструктуру вряд ли можно было назвать динамичными и полностью самодостаточными, однако на фоне сегодняшних реалий они выглядят вполне пристойно. Поэтому нет ничего удивительного в том, что афганцы старшего и среднего поколений ностальгируют по тем временам, которые сегодня им кажутся "благословенными".

Скажу больше, преимущество положения дел в стране в тот период признают даже те из афганцев, которые воевали в рядах моджахедских отрядов с правившим тогда режимом и советскими войсками. Они справедливо отмечают, что социально-экономическая помощь Советского Союза была щедрой и адресованной всему афганскому народу, а не только части его политэлиты.

- Господин посол, по всей видимости, военное решение афганского конфликта заходит в тупик: чем больше прибывает сюда иностранных войск, тем сильнее разгорается война. На Ваш взгляд, существует ли как таковое невоенное решение афганской проблемы и если да, в чем оно состоит?

- На сегодняшний день, на мой взгляд, чисто невоенного решения афганской проблемы не существует, но и одной лишь голой силой здесь ничего не добьешься. Решение может быть только комплексным, включающим в себя и военные, и социально-экономические, и административные методы работы. Исключительно важно, чтобы главной и единственной целью этих усилий было возрождение подлинно независимого и процветающего афганского государства, свободного не только от экстремизма и наркотиков, но и иностранных военных баз. Устойчивый порядок в стране может навести самостоятельное афганское руководство, опирающееся на поддержку народа, самодостаточных вооруженных сил и развивающуюся экономику.

Тэги:
Лента

Лента новостей