...

Ни хлеба, ни зрелищ

Россия Материалы 5 февраля 2008 12:29 (UTC +04:00)

Дмитрий Шушарин, политический обозреватель РИА "Новости"

Первое впечатление от того, как началась предвыборная кампания Дмитрия Медведева, сводится к тому, что между ним и Владимиром Путиным возникла некоторая дистанция. На открывшемся сайте кандидата-преемника упоминания действующего президента сведены к минимуму. Правда, если верить сообщениям о телевизионной части кампании, у Медведева будет только два клипа: один с Путиным, а другой - о нацпроектах.

Дистанцирование налицо, но не очевиден ответ на вопрос: кто от кого дистанцируется - Медведев от Путина или Путин от Медведева?

Скорее всего, Путин от Медведева и никак не наоборот. Просто потому, что подобная инициатива может исходить только от того, кто сильнее. А тут уж и формально и неформально спору нет, кто круче.

Хотя внешне, на первый взгляд, после парламентских выборов в президентском пиаре наступило затишье. Накануне выборов дошло до того, что президента называли "святым", "отцом нации", и находили знаки его исторического предназначения и в православии, и в нумерологии, и в астрологии. И вдруг - как отрезало. А самый боевой, самый верный отряд - молодежное движение "Наши" проводит роспуск под видом реорганизации.

И, конечно, нынешняя тишь резко контрастирует с громовым выступлением президента в Лужниках.

Однако ничего странного во всем этом я не вижу. Более того, мне кажется, что все идет по плану. По плану Путина.

Собственно, достаточно ограничиться тем, что отметить очевидное: зрелища кончились. Преемник обещает хлеб. Вот и пенсии обещал повысить в два раза. То есть Дмитрий Медведев делает то, чего всегда избегал Владимир Путин, - дает конкретные обещания. И уж одного этого достаточно, чтобы держаться от такого кандидата подальше, как от любого популиста. Сам обещает, вот пусть сам и отвечает.

Все так, все верно. Но все-таки хотелось бы реконструировать более общую, более масштабную картину. Хотя бы попытаться.

Итак, что достается в наследство Дмитрию Медведеву? Ответим на этот вопрос так: некая конструкция, состоящая из трех частей. И все три части имеют свои слабые места, с которыми преемник столкнется и уже начинает сталкиваться.

Первая - сейчас для него самая важная и актуальная - имитационная модель демократии. Ее слабые места уже проявились. Казалось бы, все в порядке - никакого Касьянова. Но достаточно было Геннадию Зюганову пригрозить отказом от участия в дебатах и даже снятием своей кандидатуры, как тут же возникла неформальная, но все же неприятная проблема легитимности выборов и их результатов. По Сети пошла шутка: если Зюганов откажется, Медведеву присвоят звание "победитель клоунов".

Не откажется, конечно: Геннадий Андреевич - проверенный товарищ, с ним можно договориться. Но он получил возможность поторговаться. Да и, говоря откровенно, клоунского в нем с каждым годом все больше и больше. И КПРФ остается политическим брендом во многом вопреки, а не благодаря его личным качествам.

Вторая составляющая российского жизнеустройства - имитационная модель управления страной, прежде всего, экономикой. На первый взгляд, это полная ерунда - уж укреплением контроля над всеми сферами жизни все эти восемь лет Путин только и занимался. Но ведь привело это к созданию новой олигархии, ориентированной на силовые способы решения проблем - в первую очередь, установления формально государственного, а на самом деле личного контроля над крупнейшими корпорациями. К числу которых, кстати, относятся и некоторые субъекты Федерации. Так, например, крупнейшими олигархами, сумевшими договориться с президентом, являются Юрий Лужков и Рамзан Кадыров.

Эта система управления ориентирована исключительно на Владимира Путина и любого другого лидера отторгнет. Потому она нереформируема. Ее можно только демонтировать. Но для этого потребуются колоссальные усилия, прежде всего, интеллектуальные.

И, наконец, самая главная часть, основа основ. Это успешно развивающаяся рыночная экономика страны. На ней, а не только на нефтяных и газовых ценах, держится нынешняя власть.

И вот здесь будущему президенту уготована ловушка.

Взять хотя бы пенсионные обещания. К 1 мая, когда кончится срок пролонгированного государственно-корпоративного соглашения о замораживании цен, удвоение не сможет компенсировать их скачок. Да и не только в этом дело. А в том, что это замораживание имеет смысл, лишь если государство дотирует потери корпораций. Наше же государство предпочитает вести недвусмысленные разговоры о социальной ответственности бизнеса. И если что и предпримет, так нечто из одного ряда с якобинским хлебным максимумом, большевицкой продразверсткой и нынешними действиями Уго Чавеса.

Парадокс в том, что потенциальным проводником такой политики станет человек, которого принято считать либералом-западником. Зрелища отменили, хлеба не будет. Остается лишь ждать народного спасителя, который либо сменит Дмитрия Медведева, либо создаст новую конфигурацию власти.

Идеологически для этого все есть. "Молодая гвардия" "Единой России" изрядно потрудилась в своем "Русском проекте". На соответствующем сайте можно найти и обличения поклонников Америки и Хавы Нагилы, и призывы к созданию "православной Хизбаллы". Да и личный пиар Путина не прекращается, но трансформируется: вот и фильм о его молодости поспел.

Так что самое интересное - впереди.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции ИА Trend

Лента

Лента новостей