...

Цирк на месте. И клоуны остались

Россия Материалы 26 августа 2009 13:14 (UTC +04:00)
«Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк», - сказал в свое время Владимир Ленин наркому просвещения Анатолию Луначарскому.
Цирк на месте. И клоуны остались

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости

"Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк", - сказал в свое время Владимир Ленин наркому просвещения Анатолию Луначарскому. Некоторые современные исследователи считают, что ничего такого он не говорил, и эти слова, де, фантазия тов. Луначарского.

Говорил ли Ленин эти слова или нет - не столь уж важно. Главное, что 26 августа исполняется 90 лет подписанному им декрету "Об объединении театрального дела", в котором параграф 23-й гласит, что цирки, "как предприятия с одной стороны доходные, с другой стороны демократические по посещающей их публике...администрируются наравне с неавтономными театрами". Этот день считается днем рождения советского цирка, а теперь, соответственно и российского, считающегося по праву одним из лучших в мире.

Нельзя сказать, что до большевиков цирка в России не было. В ХIХ веке было немало частных цирков, не говоря уже о множестве путешествующих передвижных трупп.

Однако именно при новом строе цирк был официально признан искусством, да еще и архинужным народу. Как вспоминал известный клоун Виталий Лазаренко, "впервые в жизни я выступал свободно, говорил что хотел". До известной степени, конечно. Партийные органы зорко приглядывали за правильностью классовой составляющей выступлений артистов.

Но в целом прогресс был налицо. Одно из "важнейших искусств" было взято под крыло государства. В 1922 году было учреждено Центральное управление госцирками. Один за другим начали открываться государственные цирки в Ленинграде, Орле, Твери, Ростове, Казани, Туле и многих других городах. В это же время в деревнях начали появляться сельские цирки, что было немыслимо для дореволюционной России, где этот вид зрелища был уделом исключительно городского населения.

Быстрый рост цирков и изгнание с конца 20-х годов иностранцев с советских арен потребовали квалифицированной подготовки кадров. Цирковое начальство подвергалось жесткой критике. В частности, в одном из партийных решений говорилось, что игнорируется общественно-политическая сущность цирка, а некоторые артисты проявляют "культурно-политическую ограниченность и идейную бесперспективность".

В этих условиях, наряду с традиционным семейным обучением в цирковых династиях, стали появляться учебные заведения, готовившие новых универсальных цирковых артистов, которые могли бы соединять навыки акробата, гимнаста, танцора, мимиста, актера, музыканта и разговорника. И все это, естественно, в рамках приемлемой "классово-целеустремленной художественной формы".

Одним из таких заведений стала Мастерская циркового искусства, впоследствии переименованная в Техникум циркового искусства, Всесоюзный техникум циркового искусства, Государственное училище циркового искусства, и, наконец, Государственное училище циркового и эстрадного искусства. В разные годы училище окончили такие признанные мастера цирка, как Михаил Румянцев (Карандаш), Олег Попов, Леонид Енгибаров, Анатолий Марчевский, Юрий Куклачев.

Росли требования к качеству номеров, и в первую очередь, - к клоунаде. Если раньше почтеннейшую публику веселили немудреными шутками в основном с помощью двух масок - рыжего и белого клоуна - то с 20-х годов клоуны всерьез начали работать над созданием более сложных образов.

Примером новой клоунады может служить Павел Алексеев, работавший в начале 30-х годов коверным Ленинградского цирка, которому маска "Чаплина" значительно сужала художественные возможности, мешая оперативно откликаться на злобу дня.

"Размышлял, приглядывался и обратил внимание соседа - бухгалтера. Во всем его облике - в слегка располневшей фигуре, в обвислых усах, мешковатом костюме, в его торопливой походке с неизменным портфелем под мышкой - было что-то забавное. Его-то я и решил взять за образчик. Читал я, что и Чаплин свой знаменитый образ "маленького человека" подглядел в жизни", - вспоминал Алексеев, чей новый образ зрители встретили восторженно.

Любопытно, что, несмотря на все усилия партии и комсомола, цирк в СССР все годы своего существования был наименее иделогизированной частью советского искусства. Этому способствовал достаточно закрытый характер жизни постоянно гастролирующих по всей стране артистов, а также специфика номеров, которые, в отличие от театра и кино, сложнее было "заточить" под решения очередного съезда КПСС.

Еще одним, "фирменным" отличием советского, а ныне российского цирка от западного аналога можно считать законченность представления. Оно представляет собой спектакль, с логическим началом, драматургическим развитием и соответствующим разрешением в эпилоге, где не последняя роль принадлежит клоунам, которые, исполняя репризы или интермедии между номерами, цементируют программу своими выступлениями. Иными словами, череде несвязанных между собой актерских номеров противопоставлена четкая режиссерская работа.

Другими постоянными жанрами того или иного представления в отечественном цирке являются акробатика (в том числе и воздушная), эквилибристика, музыкальная эксцентрика, дрессура и иллюзионизм.

В годы Великой Отечественной войны многие из цирковых ушли на фронт. И не только в концертные бригады.

В частности, в корпусе генерала Доватора отважно сражался под Можайском и Волоколамском конный взвод, состоявший из наездников, участников популярного циркового аттракциона под руководством Михаила Туганова (позже народного артиста РСФСР). В этих боях пали смертью храбрых цирковые артисты Дмитриев, Иванов, Власов. Известный акробат-рекордсмен Владимир Довейко участвовал в войне в качестве летчика-бомбардировщика дальнего действия, совершил 49 боевых вылетов, в том числе на Берлин. Отважным воином-патриотом проявил себя один из лучших эквилибристов Лев Осинский, который в 1943 году в результате тяжелого ранения потерял руку, но, несмотря на это, вернулся в цирк и успешно выступал с номером "Соло-эквилибр на одной руке", став лауреатом 1-го международного фестиваля циркового искусства в Варшаве (1956 год). Трагична судьба замечательного циркового акробата Семена Донемана. Участвуя в обороне Севастополя, он был ранен, взят в плен фашистами и расстрелян ими в начале июля 1942 года.

Артист Алма-Атинского цирка Иван Щепетков воевал стрелком в знаменитой дивизии генерала Панфилова под Москвой в 1941 году и погиб 16 ноября в бою возле разъезда Дубосеково. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942 года ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны в цирк пришли бывшие фронтовики, некоторые из которых впоследствии стали знаменитыми артистами. Это, например, зенитчик Юрий Никулин и его партнер, трижды горевший в танке, Михаил Шуйдин.

С 50-х годов, после смерти Сталина, советский цирк вышел на мировую арену. Цирковые артисты начали с успехом выступать на международных фестивалях, занимать первые места и получать награды. Долгие годы отечественные артисты показывали себя самыми сильными в клоунаде, дрессуре и акробатике. Наряду с Большим театром, цирк страны Советов стал на Западе одним из престижных и долгожданных зрелищ, принося в казну валюту.

В СССР все цирки страны входили во Всесоюзное объединение "Союзгосцирк", созданное в 1957 году на базе Главного управления цирками. После распада СССР, в стране появились две модели - государственная и частная.

"Союзгосцирк" преобразовался в "Росгосцирк", в который вошло большинство цирковых предприятий на территории Российской Федерации, кроме двух московских цирков: Большого Московского на проспекте Вернадского и Цирка на Цветном бульваре (с 1997 года - Цирк Никулина), Санкт-Петербургского цирка на Фонтанке и Казанского государственного цирка, начавших самостоятельное существование.

Сегодня в Российскую государственную цирковую компанию входят более 70 предприятий. В том числе 41 стационарный цирк, 11 передвижных цирков-шапито, 8 передвижных зооцирков, 4 дирекции коллективов "Цирк на сцене", 3 коллектива "Цирк на льду", 2 коллектива "Цирк на воде", "Цирк лилипутов", "Цирк-ревю", "Театр морских животных", "Невероятно странный цирк", "Золотое турне братьев Шатировых". Плюс два Центра циркового искусства: в Москве и Ростове-на-Дону, в которых под руководством известных режиссеров, балетмейстеров, композиторов готовятся новые номера, спектакли, аттракционы.

Можно только порадоваться за зрителей, которым обеспечен конвейер ярких программ. Впрочем, есть и другие мнения. В первую очередь, со стороны некоторых представителей негосударственных цирков, по мнению коих, прежняя система управления "важнейшим из искусств" - устарела.

Так, например, генеральный директор столичного Цирка Никулина на Цветном бульваре Максим Никулин считает, что деньги в размере порядка 10 миллионов долларов, которые государство ежегодно выделяет "Росгосцирку", "почти не работают". По причине абсолютной централизации это организации.

"При умении с такими деньгами можно сделать достаточно много. Но в "Росгосцирке" пытаются все делать так, как делали при советской власти, а сейчас другое время, другие экономические и деловые отношения. Эти две системы нельзя смонтировать" - полагает сын знаменитого клоуна.

Будущее покажет, какая модель выживет, благо грамотность народа довольно сильно повысилась.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции информационного агентства Trend

Лента

Лента новостей