...

Мы не собираемся вводить "каноническую" историю - Константин Затулин

Россия Материалы 1 сентября 2009 13:13 (UTC +04:00)
Организация работы Комиссии при Президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России обсуждалась ее членами 28 августа в Москве.
Мы не собираемся вводить "каноническую" историю - Константин Затулин

Организация работы Комиссии при Президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России обсуждалась ее членами 28 августа в Москве. Вообще-то, деятельность нового органа уже закреплена соответствующей законодательной базой. Но после прочтения ряда документов вопросы остаются. Например, в Положении о Комиссии содержится пункт, где перед структурой ставится задача вырабатывать стратегии противодействия искажениям истории. Причем эти стратегии должны реализовываться не только для борьбы с внутрероссийскими фальсификаторами, но и с зарубежными.

Какие же меры Комиссия может предложить правительству, если соседние страны защищены суверенитетом, а фальсификаторы в них действуют с подачи официальных властей? Этот и другие вопросы корреспондент РИА Новости Валентин Рахманов адресовал депутату Госдумы, директору Института стран СНГ и члену Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории Константину Затулину.

- Комиссии предлагается вырабатывать стратегии для противодействия фальсификациям, в том числе в таких странах, как Украина, Латвия, Литва, Эстония. Есть ли пространство для таких стратегий в логике суверенитетов, ведь по международным законам Россия не имеет права вмешиваться в их внутренние дела?

- Прежде всего, хочу подчеркнуть, что деятельность Комиссии не сводится исключительно к противодействию попыткам искажения истории за рубежом. Хотя и не стану отрицать: именно такие попытки послужили поводом к созданию Комиссии.

Мы активно будем работать в самой России: бороться с историческим невежеством, увлекать молодежь историей, препятствовать спекуляциям на истории Российского государства. При этом мы не собираемся вводить какую-либо каноническую, единственно верную историю. Наша задача - бороться со спекуляциями.

Мне известен случай, когда уважаемый университетский профессор написал книгу, в которой требовал реабилитации генерала Власова. Разве мы не должны препятствовать таким попыткам?

Что касается стратегий за рубежом, то я не исключаю жестких мер со стороны России к странам, где пытаются выстроить национальные идеологии на принижении истории России. Возможна выработка необходимой юридической базы для таких жестких мер. Лично я выступаю за такой подход к проблеме. Хотя каких именно методов будет придерживаться Комиссия - еще вопрос открытый. Мне кажется, что в обсуждение этой темы должны быть вовлечены широкие круги российской общественности.

- Создавались ли ранее в других демократических странах органы, подобные новой российской Комиссии?

- В Европе и США сложились свои методы противодействия фальсификациям. Они, как правило, не прямые. Например, во многих европейских странах вы можете высказать точку зрения, которая радикально не соответствует мнению большинства людей живущих в этой стране - так называемому "национальному консенсусу". Но вы не будете услышаны, не получите сколько-нибудь заметной спонсорской поддержки, окажетесь чужим в академических кругах и, в конечном итоге, не добьетесь ничего. Такой косвенный способ хорош для Европы, так как там куда больше, чем в России, развито гражданское общество.

Хотя в мире часто прибегают и к прямым методам противодействия спекуляциям на истории или идеологии. В США, например, запрещают сотрудничество с некоторыми иностранными компаниями, используя таким образом экономические рычаги. Подобные же меры, кстати говоря, предприняты США в отношении ряда российских компаний за их сотрудничество с Ираном. В Германии запрещено издавать "Майн Кампф" Гитлера. В ряде европейских стран существуют законы запрещающие "отрицание Холокоста". Такие примеры можно найти где угодно: в Германии, Австрии, Португалии.

Лента

Лента новостей