...

Медведев в Италии: первая примерка новой европейской безопасности

Россия Материалы 3 декабря 2009 13:33 (UTC +04:00)
В Риме сегодня день «расширенного саммита» Италия-Россия, для участия в котором в эту страну прибыл с рабочим визитом президент РФ Дмитрий Медведев.
Медведев в Италии: первая примерка новой европейской безопасности

Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости

В Риме сегодня день "расширенного саммита" Италия-Россия, для участия в котором в эту страну прибыл с рабочим визитом президент РФ Дмитрий Медведев. Такого рода большие межгосударственные консультации проходят регулярно с 2002-го года. Медведев в этом году уже дважды был в Италии и встречался с премьером Сильвио Берлускони. Обычно в рамках подобного рода межгосударственных встреч обсуждаются экономические, торговые, научно-технические, юридические вопросы, культурное сотрудничество. Но похоже, что нынешние, декабрьские "большие консультации" - особые. Во всяком случае, в их "высшем", президентско-премьерском измерении.

Все выглядит так, что Дмитрий Медведев привез "на первую пробу" в Рим свои последние предложения по реорганизации всей системы европейской, вернее, евроатлантической безопасности. Сегодняшним утром, после прибытия, он сразу имел встречу с "кавалером" Берлускони. Вечером пройдет аудиенция у папы Бенедикта XVI - Ватикан тоже не последний участник общеевропейского строительства. Не то чтобы общеевропейские инициативы нуждались в его благословлении, но поддержка Святым престолом любых преобразований в Европе вовсе не лишнее дело.

Вечный город, по самому определению (вечность не терпит новизны), возможно, не лучшее место для первой европейской примерки новой архитектуры европейской безопасности, но Дворец Киджи (резиденция итальянских премьеров) для этого вполне подходит. И Сильвио Берлускони тоже.

В последние десятилетия у нас с Италией сложились особые отношения. Италия, кстати, была первой страной Запада, заключившей долгосрочные контракты на поставки российского газа. Эти отношения и до "третьего пришествия" Берлускони (Сильвио был премьером в 1994-95, 2001-2006-м и теперь с 2008-го) были неплохими. Но при Сильвио - стали еще лучше. В ЕС в начале 2000-х его одно время даже упрекали в том, что он слишком уж клонится в сторону США и России. Но хозяин дворца Киджи не уставал повторять, что его такая критика мало волнует, и не Брюсселю указывать, в какую сторону ему крениться.

Не зависимый ни от кого и ни от чего, упрямый и гипероткровенный Берлускони никогда и не скрывал, что если в его представлении дружба с Россией отвечает его интересам, а значит и интересам Отечества, то он будет поддерживать эту дружбу, вне зависимости от того, что об этом думают, как он однажды выразился, "какие-нибудь либерал-демократы или канадцы". Один из его экономических советников заявил как-то, что Il Cavaliere даже "было видение" на тему о том, что тесные стратегические отношения с Россией хороши для итальянского бизнеса. С тех пор, собственно, он этому видению и следует. Вообще во вселенной Берлускони, похоже, преобладают те интересы, которые имеют прикладное значение, которые можно попробовать на ощупь. Подход, слов нет, не без хорошей доли цинизма, но куда от него спрячешься в большой политике и бизнесе. 

С Россией все стало ясно еще в "первое пришествие" Берлускони во власть в 1994-м году, когда он стал первым западным премьером, подписавшим с Москвой Договор о дружбе и сотрудничестве. Такая практическая amicizia (дружба) продолжилась при президенте Путине, премьере Путине и явно продолжится при президенте Медведеве.

То, что проект договора о Евробезопасности "прибыл" на первое европейское свидание именно в Италию - не случайность. Италия при Берлускони, надо признать, обрела некую невероятную роль протежирования российских интересов на Западе. Именно Берлускони принадлежит фраза, сказанная еще в апреле 2007-го во время встречи с Путиным на Сардинии: "Есть, - философски заметил Сильвио репортерам, - только один Запад... и он должен обязательно включать Россию". Такой смелый и нестандартный раскрой геополитической карты не вызвал понимания в большинстве столиц ЕС и за его пределами, для которых Москва никак в такую схему не вписывалась. Но Берлускони никогда не трогали брови, взлетевшие где-нибудь в Вашингтоне или Лондоне. За свою бурную карьеру он видывал и не такое.

Правда, Сильвио сегодня, уже не тот Сильвио, который пришел к власти в 2008-м. Но проблемы у него скорее чисто "домашние", внутриполитические. В международной области он "своего веса" пока никому не отдавал.

"Первое свидание" нового договора с Европой в Италии - это, возможно, и есть хороший выбор для "физического представления" новых идей Большой Европе. Но, увы, это еще не открытие нового окна в новую Европу.

Договор, основанный на принципах "неделимости безопасности" и создания в регионе Евроатлантики "единого, неразделенного пространства" в военно-политической сфере, надо признать, несколько озадачивает и даже пугает и Европу и США. Европу и США, увы, всегда пугали глобальные предложения, исходившие с огромной территории, которая именовалась сначала Россией, потом СССР, а потом опять Россией. Здесь виноваты и стереотипы Европы и, что уж тут греха таить, поведение самого инициатора прошлых глобальных предложений.

Из Брюсселя-ЕС и Брюсселя-НАТО (включая и Вашингтон) определения, содержащиеся в договоре, и особенно включенные в него обязательства, видятся либо как дублирующие положения договоров о НАТО и/или ОБСЕ, а также других договоров, фиксирующих в общих чертах контуры европейской безопасности, либо как скрытая попытка ликвидировать НАТО вообще. НАТО в настоящее время проводит очередной, раз в десять лет, пересмотр своей стратегии обеспечения безопасности стран-членов. Навряд ли блок будет готов "встроить" в такую стратегию столь глобальные и далеко идущие предложения, как те, которые изложены в европейском "проекте Медведева". Во всяком случае, в кулуарах НАТО (блок изучает проект договора) уже говорят, что альянс ни в коей мере не готов изменять свои обязательства по предоставлению гарантий безопасности всем своим членам. США, Британия, Канада, Нидерланды, Франция, как выразилась The Times "не имеют аппетита реконфигурировать существующую архитектуру европейской безопасности, дарованную, в общем и целом, трансатлантическим военным альянсом". Иными словами, для Запада НАТО так прочно встроена в европейскую архитектуру, что менять здесь что-то будет слишком накладно и разрушительно. Похоже, тут даже Италия не поможет.

Так что, вероятнее всего, первое представление нового проекта в Европе большого успеха иметь не будет. В лучшем случае его, скорее всего, вежливо "примут за основу" и будут обсуждать несколько месяцев.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции информационного агентства Trend

Лента

Лента новостей