Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости
Президент Медведев выработал алгоритм плавного и постепенного обновления руководства субъектов Федерации. В понедельник 8 февраля он предложил утвердить новых региональных начальников сразу четырем законодательным собраниям: Красноярского края, республики Дагестан, Еврейского автономного округа и Ханты-Мансийской автономной области - Югры.
Из покинувших свои места четырех губернаторов двое - аксакалы губернаторского корпуса. Это экс-руководитель Югры Александр Филипенко и бывший глава правительства Еврейской АО Николай Волков. Оба занимали свои посты с 1991 года. Таких долгожителей осталось всего пятеро - президент Башкортостана Муртаза Рахимов, мэр Москвы Юрий Лужков, ростовский глава администрации Владимир Чуб и два сибирских соседа-губернатора - Леонид Полежаев из Омска и Виктор Кресс из Томска.
Еще один ветеран - лидер Татарстана Минтимер Шаймиев - недавно освободил место. На прошлой неделе Госсовет (парламент Татарстана) утвердил в должности его преемника Рустама Минниханова. В тот же день, 4 февраля, во Владивостоке состоялась инаугурация нового старого главы Приморского края Сергея Дарькина.
Медведев держит твердую линию в региональной политике Москвы. Так, в 2008 году десять из двенадцати назначенных губернаторов были новичками, в 2009-м - семеро из десяти. Наконец, в этом году - пятеро из семи. В самом конце декабря, под Новый год, поздравляя с переназначением президента республики Марий Эл Леонида Маркелова, Медведев огласил принципы, которыми он будет руководствоваться при раскладывании своего большого губернаторского пасьянса: "Третий срок - это уже серьёзный срок, поэтому нужно пройти его на максимуме, на апогее, потому что четвёртый срок - это исключение. Мы сейчас будем идти к тому, чтобы все вовремя освобождали скамейки для работы молодёжи. Поэтому работайте, раскрывайте свои возможности именно в третьем сроке".
Иначе говоря, главы субъектов Федерации, отработавшие более трех сроков, смогут остаться на своих постах только в порядке исключения.
На этой неделе президент Медведев перешел от теории к практике. Президента Дагестана Муху Алиева сместили с поста после первого отработанного срока. Что не удивительно, так как обстановка в Дагестане далека от благополучной. Теперь постараться ее улучшить предстоит Магомедсаламу Магомедову, который, между прочим, приходится сыном позапрошлому главе республики Магомедали Магомедову. Но эта династичность только подчеркивает специфику северокавказского региона. Смена губернатора в Красноярском крае тоже была внеочередной, так как прежнего руководителя, Александра Хлопонина в срочном порядке перебросили в новообразованный северокавказский федеральный округ. Его место занял бывший заместитель главы региона Лев Кузнецов.
Что общего между новыми губернаторами? Среди новичков этого года нет ни одного "варяга", спущенного из федерального центра. Впрочем, за два медведевских президентских года таковых было всего двое - Алексей Гордеев, переехавший из Министерства сельского хозяйства в Воронеж, и петербуржец Дмитрий Мезенцев, которому пришлось перебираться в Иркутск.
Есть еще одна любопытная закономерность. Все новые руководители субъектов Федерации, назначенные при Медведеве, родились в период с 1955 по 1965 год. Эту возрастную категорию вполне - с точки зрения большой политики , - можно обозначить как "молодежь".
А вот тем, кто постарше, стоит задуматься о своей судьбе. В наступившем году истекает тот самый роковой третий срок полномочий у 13-ти губернаторов и президентов республик. Есть среди них и весьма интересные фигуры.
Например, вышеупомянутый ростовский губернатор Владимир Чуб, один из ветеранов, занимающий свой пост с 1991 года. Слухи о его скорой отставке циркулируют в Ростове-на-Дону уже, наверное, лет десять, и раз за разом не подтверждаются. В связи с этим Чуб получил репутацию "непотопляемого" руководителя. Недаром он занимает высокий пост 19 лет подряд. Однако местные наблюдатели полагают, что в 2010-м он все-таки завершит карьеру.
Два других долгожителя уступают пару лет стажа ростовскому аксакалу - это президенты Калмыкии и Чувашии Кирсан Илюмжинов и Николай Федоров. Оба сидят в своих креслах с 1993 года, и оба отличаются нетривиальными биографиями.
Прежде, чем возглавить родную республику, Федоров был народным депутатом СССР, "демократом первой волны" и министром юстиции в первом правительстве Ельцина. Потом он выделился как единственный член Совета Федерации, проголосовавший против нового старого гимна на музыку Александрова.
Илюмжинов до президентства был миллиардером и народным депутатом РФ. Будучи избранным президентом Калмыкии, он вдобавок стал президентом международной шахматной федерации (ФИДЕ). Оставаясь на государственном посту, вел себя весьма экстравагантно: например, построил поселок для шахматной Олимпиады под названием Нью-Васюки, а Конституцию республики переименовал в Степное уложение.
Впрочем, в последние годы Илюмжинов и Федоров не выделяются и не позволяют себе резких движений. Другое дело, что на последнем заседании Госсовета Медведев говорил: "руководители всех без исключения территорий обязаны взаимодействовать с отделениями всех партий, действующих в регионе, даже если эти партии и эти отделения малочисленны, даже если за эти партии голосуют полпроцента избирателей". Президенты Калмыкии и Чувашии не вполне соответствуют этим требованиям. Правда, у них еще есть время: сроки их полномочий истекают к концу года.
Наконец, практически все эксперты считают, что президент оставит - в порядке исключения - на четвертый срок главу администрации Кемеровской области Амана Тулеева. Он до сих пор пользуется большой популярностью и отлично справляется с непростыми проблемами шахтерского региона.
Что ж, если через роковую черту третьего срока перешагнут трое или четверо из тринадцати старожилов губернаторского корпуса, это будет соответствовать заданному алгоритму обновления регионального руководства.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции информационного агентства Trend